Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Особенности работы на Западе и тенденции, которые скоро придут в Россию

Архив rb.ru

Яна Каплан, СЕО компании Upladder: В России в резюме указывают хобби, но не пишут про достижения

Особенности работы на Западе и тенденции, которые скоро придут в Россию
В то время как многие менеджеры мечтают уехать за границу, некоторые, будучи востребованы на западном рынке труда, напротив, возвращаются в Россию. О том, чем их привлекает российский рынок труда, чем американские и европейские компании отличаются от наших, а также какие тенденции в скором времени могут прийти с Запада, RB.ru рассказала Яна Каплан, СЕО компании Upladder (проект Fast Lane Ventures).

В 11 лет Яна Каплан вместе с мамой уехала в США, но в 2004 году вернулась обратно в Россию и начала работать в компании Temenos, сначала в российском, а затем в лондонском и женевском офисах. В 2008 году приняла предложение компании Experian Decision Analytics. В 2011 году перешла на работу в Fast Lane Ventures, где возглавила новый проект Upladder. До приезда в Россию работала в одном из венчурных фондов в Лос-Анжелесе.

RB.ru: Почему ты вернулась в Россию?

Я.К.: Я целенаправленно искала работу именно в России - и по личным причинам, и потому что мне здесь очень нравится. Я вижу здесь огромное количество возможностей. И мне хотелось привезти сюда дочку, чтобы она смогла выучить русский язык. Будучи ребенком, я очень не хотела уезжать в Америку, но сейчас не жалею, что все так сложилось. Я всегда понимала, что не хочу прожить там всю жизнь.

RB.ru: Почему?

Я.К.: Мне не нравится, как там живут люди. Они работаю на износ, чтобы каждый месяц оплачивать счета и проценты по кредитам. Все живут за пределами своего бюджета, погружают себя в эти долги, потому что аппетиты очень велики. Я решила, что я так жить не хочу.

RB.ru: Но ведь можно было жить по своей программе?

Я.К.: Наверное, можно, и я там жила неплохо. Но каждый человек сам выбирает свое место. Здесь пробки, пыль, но здесь все родное. В Америке все намного удобнее и красивее, но мне там некомфортно. Там отношения между людьми очень поверхностные, в них много фальши. Хотя американцы - очень дружелюбный народ.

RB.ru: Если сравнивать отношения между работником и работодателем в России и на Западе, заметны отличия?

Я.К.: Конечно, они есть. На Западе существуют очень четкие политики и процедуры, и их строго соблюдают. В России четких правил нет. Когда я работала в Женеве, то замечала, что швейцарцы - мастера плести интриги. Там все строилось на каких-то непонятных взаимоотношениях, делении на лагеря, и твои профессиональные качества были второстепенны. Если в Женеве процедуры почти не соблюдаются, то в Лондоне соблюдаются, но не так формально, как в Америке. В Америке многие вещи надо делать в письменной форме, а в России люди к этому не расположены, им проще вместе пойти попить кофе и покурить, что-то рассказать друг другу в неформальной обстановке. Для меня это было своего рода открытие. На Западе, например, не принято обсуждать начальство, а здесь это сплошь и рядом. Это тоже было удивительно.

RB.ru: Не мешал ли западный бэкграунд устраиваться на работу в России?

Я.К.: Мешал. Я приехала из Америки вся такая нестандартная и уникальная, и оказалось, что многие вещи, которые я умела и привыкла делать, здесь были неприменимы. У меня доминировал опыт в области продаж и развития бизнеса, но не было налаженных связей и знакомств в России. Я работала в сфере финансов, и оказалось, что российская финансовая индустрия очень замкнута, и доминируют в ней мужчины. В Америке на меня всегда смотрели в первую очередь как на профессионала, здесь же на меня в первую очередь смотрели как на женщину. Это просто убивало.

RB.ru: Хорошо, давай поговорим о тенденциях. Какие тенденции существуют на западном кадровом рынке, и какие из них могут со временем дойти до России?

Я.К.: Если говорить об Америке, то там сейчас в стартапы привлекают людей из таких состоявшихся компаний как, например, Facebook. В России есть такие компании как Яндекс, Mail.ru, но есть и тенденция, что люди подолгу сидят на одном месте, чуть ли не до пенсии. Я считаю, что каждые 1,5-2 года надо делать новый карьерный шаг, или внутри компании, или за ее пределами. Возможно, бухгалтеру имеет смысл работать на одной и той же должности 5 лет, но специалист по развитию бизнеса, маркетолог, айтишник должен двигаться вперед. В Америке люди в этом плане гораздо более мобильны, чаще меняют работу, переезжают, им зачастую важна не столько зарплата, сколько вдохновляющая идея, ради которой они готовы идти на жертвы. В России люди более озабочены размером зарплаты и соцпакетом. В Америке естественной составляющей соцпакета являются опционы, а в России это пока редкость, людям это непонятно и непривычно.

На Западе сейчас первое место, куда идут люди в поисках работы, это социальные сети. Я верю в теорию шести рукопожатий, сама брала на работу людей, которых мне рекомендовали через социальные сети. Направление социального рекрутмента на Западе очень оживилось, очень много бизнес-моделей построено на этом. Люди будут не только приятно проводить время в социальных сетях, но еще и пользу из этого извлекать. Еще в США сейчас развивается направление продажи услуг через интернет. Например, Upladder сейчас предоставляет услугу по написанию резюме на русском или английском языке. В Америке услуга по составлению резюме стоит $1 тыс., но здесь никто не будет платить за это 30 тыс. рублей, поэтому сейчас эта услуга предоставляется нами за номинальную плату. И мы собираемся сделать такой международный стандарт, чтобы у всех соискателей было резюме в едином формате, а то сейчас они очень сильно разнятся.
 
RB.ru: Российские резюме отличаются от западных?

Я.К.: Да, например, на Западе не принято указывать год рождения и семейное положение. В России это указывают всегда. На Западе не принято писать, где ты живешь, только номер телефона. Там никогда не прикладывают фото к резюме, а в России каждое 3-4 резюме украшает портрет кандидата. В России в резюме пишут про хобби, но при этом не пишут о том, чего достигли в работе. А еще мне рассказывали, что в Бразилии вообще принято в резюме указывать, какой из традиционных танцев ты умеешь танцевать, и в каждой компании есть чуть ли не свой танцевальный кружок.

Так вот мы хотим сделать стандарт резюме, в котором будет больше профессионального. Ведь по резюме очень многое можно узнать о человеке, насколько он организован, грамотен, умеет выражать свои мысли. Резюме - это лицо кандидата. И грамотно написанное резюме не только отвечает на половину вопросов, которые возникают у работодателя, но и помогает кандидату выделиться на общем фоне.

RB.ru: Зачем нужен Upladder, когда существует уже достаточно много сайтов для поиска работы?

Я.К.: Сегмент социального рекрутмента растет и будет расти. Мы уверены, что эта модель будет работать в России, потому что она работает на других рынках. Мы предлагаем вакансии с зарплатой только от 100 тыс. рублей, и это только актуальные вакансии. У нас на сайте не надо заполнять форму, можно просто загрузить файл с резюме, и форма будет заполнена автоматически. Если у вас нет под рукой файла, но есть профиль на LinkedIn или Facebook, можно загрузить его, и он превратится в резюме. Каждый новый пользователь проходит ручную модерацию, его резюме рассматривается специалистом, который определяет, может ли этот кандидат претендовать на вакансии с зарплатой 100 тыс. рублей. Мы не будем фокусироваться только на России, хотя она большая. В августе мы выходим на Украину, Белоруссию и Казахстан, поздней осенью планируем выйти на Прибалтику и Грузию, а в следующем году - на Европу. Уже сейчас у нас вакансии публикуют 250 работодателей - от Газпрома до национальной футбольной команды Украины. Несмотря на сезон отпусков, ежедневно у нас регистрируют свои резюме 50-100 кандидатов, только за первый месяц набралось уже 2 тыс. человек.

RB.ru: А если сформулировать суть проекта в одном предложении?

Я.К.: Вакансия от 100 тыс. рублей за 2 минуты.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter