Архив rb.ru

Отечественная PR-индустрия впервые рассказала о своих расходах

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

После 43%-ого роста в прошлом году рынок PR-услуг упадет на 28% в нынешнем, прогнозируют эксперты

Отечественная PR-индустрия впервые рассказала о своих расходах
Присоединиться
Впервые объявлены официальные финансовые данные по индустрии PR в России. Совокупный объем российского рынка PR в 2008 году вырос на 43% - до $2,5 млрд. При этом оборот специализированных агентств достиг $1 млрд. Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) ожидает, что в нынешнем году рынок упадет на 28% - до $1,8 млрд.

Объем российского рынка PR-услуг в 2007 году достиг $1,75 млрд, а в 2008 году вырос на 43% - до $2,5 млрд (без учета валютных колебаний), отчиталась АКОС. "Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса", - говорит Елена Фадеева, председатель АКОС. Для сравнения: по данным Ассоциации коммуникативных агентств России, совокупные затраты на размещение рекламы в СМИ в 2008 году достигли 267 млрд рублей (около $10,7 млрд), а расходы на всевозможные маркетинговые услуги (промоакции, директ-маркетинг, дилерские программы) - 71,2 млрд рублей ($2,9 млрд).

В большинстве компаний доля PR-бюджета в 2008 году не превысила 10% от общих затрат на маркетинговые коммуникации. При этом в отдельных секторах, в первую очередь, непроизводственных (финансы и кредит, услуги для бизнеса), а также IT и телекоммуникациях, она составляла 20-30%, говорится в исследовании, опубликованном на сайте АКОС. При этом в МТС отмечают, что расходы на PR и внутренние коммуникации компании курируются независимыми от маркетинга структурами, поэтому рассматривать их как часть маркетингового бюджета некорректно.

Аутсорсинг

В 2007 году компании отдавали 40-41% своих PR-бюджетов в специализированные агентства (аутсорсинг), в 2008 году - лишь 37-38%, примерно такие же цифры ожидаются и в нынешнем году. При этом в исследовании отмечается, что высокая доля аутсорсинга (80-90%) наблюдается лишь в крупных западных корпорациях, работающих в России. Это подтверждает представитель российского офиса PepsiCo: агентства привлекаются только на разовые проекты.

Кризис заставит рынок упасть

В 2009 году объем отечественного рынка PR-услуг сократится на 28%, до $1,8 млрд, совокупные бюджеты агентств - на 30%, до $700 млн, прогнозирует АКОС. "Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года. Однако некоторые направления отрасли активно востребованы и в нынешней ситуации, например 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C, корпоративных и антикризисных коммуникаций. Вместе с тем сократится спрос на маркетинговый PR в секторе В2В", - отмечает Елена Фадеева.

Сильнее всего, до 90%, снизят свои бюджеты автопроизводители и их дилеры, полагают авторы исследования. Однако представители автоконцернов, работающих в России, с этой оценкой не согласны. Как пишет "Коммерсант", по их мнению в кризис PR-бюджеты увеличиваются за счет снижения затрат на рекламу, а если снижение и будет, то не таким существенным. PR-бюджеты привязаны не к объемам продаж, а к выводу на рынок новинок, которых стало меньше, говорят они. В других отраслях снижение PR-бюджетов, по оценке АКОС, ожидается на уровне 15-20%.

Оценка

Опубликованные АКОС цифры стали первой консолидированной официальной оценкой отечественной PR-индустрии. Этот рынок в силу своих особенностей закрыт и непрозрачен - примечательно, что исследование проводилось не на основе финансовых отчетностей, а на экспертном опросе 26 членов АКОС (контролируют сейчас более 50% рынка), а также свыше 80 компаний-клиентов, работающих в 14 отраслях.

Сам объем рынка PR-услуг рассчитывался по специальной формуле, учитывающей число изученных отраслей, средний PR-бюджет ведущей компании на своем рынке, количество ключевых игроков в каждой отрасли и др. Специальный коэффициент принимал во внимание закон Парето: 20% игроков занимают 80% рынка.

Некоторые участники рынка, с которыми беседовал "Коммерсант", считают оценку АКОС завышенной: по их мнению, в 2008 году общие расходы на PR только приблизились к $1 млрд, а по итогам первого квартала 2009 года бюджеты и вовсе упали примерно наполовину.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
  2. 2 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  3. 3 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  4. 4 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
  5. 5 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет