Отмена комиссий по потребкредитам не сказалась на банковском бизнесе

Расскажите друзьям
Светлана
Светлана

К такому выводу пришли авторы исследования из "Ренессанс Капитала"

Деятельность банков, специализирующихся на потребкредитовании, продолжает оставаться прибыльной, показало исследование "Ренессанс Капитала". Этому не смогли помешать ни отмена комиссий по потребкредитам, ни удорожание заемных средств. По прогнозам инвесткомпании, в дальнейшем потребкредитование также останется самым доходным видом банковских услуг.

Вывод о фундаментальной прибыльности розничного банковского бизнеса аналитики "Ренессанс Капитала" сделали после анализа данных банков, развивающих только потребительское кредитование. Среди них лидерами являются "Русский стандарт", ХКФ банк и банк "Ренессанс Кредит".

По данным ЦБ, объем портфеля кредитов физическим лицам на 1 января 2008 года составлял 2,97 трлн руб. По итогам прошлого года темпы прироста сегмента розничного кредитования снизились до 57 с 75,1% годом ранее. Лидером по объему выданных кредитов физлицам является Сбербанк (938,9 млрд руб. на начало 2008 года).

Розничные против универсальных: 1:0

Потребительское кредитование оказывается доходным для лидеров этого рынка, а универсальным банкам, наоборот, от него одни убытки, говорится в исследовании инвесткомпании.

Так, например, в банке "Русский стандарт" рентабельность активов по итогам 2007 года составила 4,7%, в ХКФ банке - 3,1%. Тогда как средний уровень отдачи на активы в банковском секторе составляет около 2%.

Причем надо учесть, что по сравнению с доходами предыдущих лет доходы от розницы в 2007 году даже снизились из-за отказа от дополнительных комиссий и удорожания заемных средств. Так, по итогам 2006 года рентабельность активов банка "Русский стандарт" составляла 9,8%.

В то время как розничные банки смогли сохранить достаточно высокий уровень рентабельности, деятельность розничных подразделений даже крупных универсальных банков показывает другую картину. По данным «Ренессанс капитала», например, рентабельность розничного подразделения МДМ-банка составила минус 3,5%, всего банка - около 2%, а Альфа-банка - минус 6,5 и 1,8% соответственно. Заработать больше универсальным банкам мешают в том числе высокий уровень административных издержек, считают опрошенные "Коммерсантом" эксперты (подробнее в доп. материале).

В чем секрет розничных банков?

Секрет прост: лидеры из числа специализированных розничных банков используют свое преимущество. Главное - у них накоплена статистика рисков за несколько лет, которая помогает им выбрать правильную стратегию на рынке потребительского кредитования, говорят эксперты.

Известно, что во избежание будущих потерь "Русский стандарт" с прошлого года активно работает над повышением качества кредитного портфеля. В том числе сокращает число получателей высокорискованных экспресс-кредитов. Для этого банк постепенно уменьшает свое присутствие в торговых сетях. Помимо этого, "Русский стандарт" предпринял и ряд других действий: ужесточил требования к оценке кредитоспособности заемщиков, снизил стоимость кредитов и другие (подробнее в доп. материале).

По объему выданных физическим лицам ссуд (107,6 млрд руб. на начало текущего года) банк "Русский стандарт" уступает только Сбербанку. По данным МСФО, банк обслуживает кредиты 7,1 млн человек.

В дальнейшем специализированные розничные банки по-прежнему смогут сохранить высокий уровень прибыльности при правильном управлении издержками и рисками, считают в "Ренессанс Капитале". По прогнозам инвесткомпании, в 2008 г. банки, работающие в потребкредитовании, покажут рентабельность активов на уровне 4-8%; это в 2-4 раза выше среднего показателя российской банковской системы. Те, кто пока сохраняет комиссии, отменят их, если не под давлением регуляторов, то в связи с изменением конкурентной среды. Эффективные процентные ставки снизятся за счет этого до 35-40% по сравнению с 40-45% в 2007 г.

Что касается средних и мелких банков, то они постепенно сворачивают свою деятельность по обслуживанию физических лиц. Таким банкам нужно использовать возможность развивать розничный бизнес в регионах по примеру Пробизнесбанка, Инвестбанка и Русь-банка.

Если несколько лет назад хорошие клиенты вынуждены были платить за плохих клиентов, то сейчас ситуация на рынке кредитования другая, отмечают в связи с этим опрошенные «Ведомостями» эксперты. Для хороших клиентов, которые отвечают критериям риска банка, могут быть предложены продукты с более привлекательной ставкой, которая может быть на несколько процентов ниже стандартной.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase