Архив rb.ru

PepsiCo наконец купила крупнейшего производителя соков в России

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Покупка 75,53% акций "Лебедянского" позволит PepsiCo обогнать на рынке соков Coca-Cola

PepsiCo наконец купила крупнейшего производителя соков в России
Присоединиться
Компания PepsiCo объявила о покупке 75,53% акций "Лебедянского" - крупнейшего производителя соков в нашей стране. Сумма сделки, которую ождали с 2006 года, составила $1,4 млрд. Это приобретение позволит PepsiCo обогнать на рынке соков в России своего извечного конкурента - Coca-Cola.

Прицениваться к покупке ОАО "Лебедянский" - лидер глобального сокового рынка - начал в 2006 году, подчиняясь конъюнктуре рынка. PepsiCo, будучи владельцем самого продаваемого сокового бренда в мире - Tropicana, за все время работы в России смогла захватить не более 2% рынка. И покупка "Лебедянского", контролирующего на конец 2007 года, по данным "Бизнес Аналитики",  30,2% российского рынка соков, выводила бы PepsiCo сразу в лидеры: у ближайшего конкурента - "Мултона" (принадлежит Coca-Cola) - почти на 10% меньше (21,5%).

Однако с покупкой крайне привлекательного актива холдинг не спешил, периодически появлявшиеся сообщения о предстоящей сделке PepsiCo отрицала. На слухах акции "Лебедянского" росли как на дрожжах: российский сокопроизводитель обошелся бы мировому гиганту в разы дешевле, не займи он выжидательную позицию. Стороны просто никак не могли сойтись в цене, предположил RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченко.

Сегодня PepsiCo официально уведомила о подписании соглашения. За 75,53% акций "Лебедянского" PepsiCo и Pepsi Bottling Group (PBG) заплатят $1,4 млрд. Акции покупаются у четырех основных акционеров "Лебедянского" - бывшего директора завода, депутата Госдумы Николая Борцова (30% акций), его сына Юрия Борцова, возглавляющего совет директоров (25,1%), членов совета директоров Ольги Белявцевой (18,4%) и Дмитрия Фадеева (2%).

Разделение бизнеса

По условиям сделки PepsiCo покупает только соковый бизнес (выручка от него в 2007 году - около $800 млн). Производство детского питания и минеральной воды передается основным акционерам "Лебедянского", что предстоит утвердить на собрании акционеров компании. Как ожидается, закрытие сделки, которую еще должны одобрить антимонопольные органы, произойдет в третьем квартала 2008 года.

В случае успешного выделения бизнеса по производству детского питания и минеральной воды (что сложно технически) PepsiCo и PBG в обязательном порядке сделают всем другим акционерам "Лебедянского" предложение о выкупе оставшихся акций вскоре после завершения сделки. Это может увеличить общую долю PepsiCo и PBG в "Лебедянском", на балансе которого останется только соковый бизнес, до 100%.

Детское питание приносит "Лебедянскому" 12% выручки. На конец 2007 года бизнес по производству детского питания и минеральной воды компании оценивался в $326 млн (без вычета долга в $75 млн). Развивать эти бизнесы будет новая команда менеджеров, о которой будет объявлено позже. Ожидается, что совет директоров новой компании возглавит Юрий Борцов.

В три раза дороже

Исходя из суммы соглашения, стоимость сокового бизнеса "Лебедянского" PepsiCo оценила в $2 млрд, а всю компанию - в $2,25 млрд, т.е. примерно $110 за акцию, что существенно выше текущей цены "Лебедянского" ($91,5 вчера в РТС). Сделка стала самой крупной в своей отрасли в России. Предыдущий рекорд установил основной конкурент Pepsi - компания Coca-Cola, купившая в 2005 г. весь "Мултон" всего за $530 млн, что в три раза дешевле нынешней покупки PepsiCo.

На соковом рынке доминируют четыре компании: "Лебедянский", "Мултон", "Вимм-Билль-Данн" (18,2% рынка) и "Нидан" (15,9%). В сумме они контролируют почти 86% сокового рынка в стоимостном выражении. В октябре 2007 г. британский инвестфонд Lion Capital, купивший 75,001% "Нидана", оценил компанию в $530 млн.

Участники рынка отмечают, что PepsiCo платит высокую цену за "Лебедянский", но другого способа увеличить свою долю, а тем более выйти в лидеры на российском соковом рынке у нее не было. Единственным свободным для иностранного капитала сокопроизводителем из числа первых игроков в России  остается "Вимм-Билль-Данн", и к нему давно присматривается французская Danone Group. Рынок давно будоражат слухи о возможном поглощении, однако ВБД - прежде всего молочный производитель, и если покупка и состоится, то скорее всего по схеме "Лебедянского" - с отсечением молочного бизнеса.

Потенциал роста

Россия - пятый по величине в мире соковый рынок. В течение 2-3 лет продажи соков будут прирастать ежегодно на 9-10%, в среднем за 6 лет -  на 6%, прогнозирует Сергей Фильченко. Рост обеспечат регионы, где в отличие от жителей крупных городов только-только начинают привыкать пить соки каждый день. Натиску подвергнутся и региональные соковые производители: на их долю приходится  более 14% рынка, и крупные игроки, борясь сейчас за каждый процент, обязательно попытаются поглотить "регионалов".

Россия - это наиболее быстро растущий рынок для нашей компании, отметил в связи с покупкой "Лебедянского" глава Pepsi Bottling Эрик Фосс. В 2007 году потребление соков на душу населения в России составило 18,4 л. В 2000 г. этот показатель составлял 6,3 л. Потенциал роста еще большой, ориентир - европейские страны, где нормой считается потребление 30 л в год на человека. На европейский уровернь Россия выйдет к 2013-2014 году, прогнозирует аналитик ИК "Финам".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность