Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Первый шаг к лидерству – понять, кто вы

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

Как в бизнес-школах учат лидерству, и какие лидеры сейчас нужны

Первый шаг к лидерству – понять, кто вы

С началом кризиса главы российских компаний стали чаще жаловаться на нехватку лидеров и людей, способных создавать инновации. Можно ли развить лидерские качества в принципе? Как их развивают в бизнес-школах? Как должны выглядеть лидеры будущего? Обо всем этом RB.ru побеседовал с профессором Манчестерской школы бизнеса доктором Марком Бейти, который приехал в Москву с визитом в рамках очередной выставки QS World MBA Tour.

Стать лидером

По мнению Марка Бейти, лидерские качества определенно можно развить. Но для того, чтобы стать лидером, вам придется изрядно потрудиться над собой. Первое, что вам предстоит сделать, - это понять себя. Может показаться удивительным, но большинство людей плохо знают себя. Вы должны хорошо изучить свои личные качества, сильные и слабые стороны, ваши методы работы, то, как вы реагируете в различных ситуациях и как выглядите в глазах окружающих.

Как в Манчестерской школе бизнеса учат быть лидером? В процессе обучения вы не раз окажетесь в ситуации, способной показать вам, какой вы лидер. В программах школы есть элементы развития soft skills, вас будут учить управлять конфликтами, вести переговоры, работать в команде. Сначала вы изучите теорию лидерства, затем будете исследовать себя как лидера, а затем получите практику и возможность проявить свои лидерские качества.

Компании, в которых студенты проходят практику, приходят в школу сами из года в год. Одной из них стала фармацевтическая компания AstraZeneca, которая пригласила студентов в качестве консультантов, чтобы те помогли построить культуру создания инноваций. Сначала студенты обсуждали план действий, а затем приступали к реализации. Они активно использовали свои социальные сети, чтобы найти правильных людей и интересные практики. Они проводили исследование, а затем презентовали отчет перед советом директоров и обсуждали методы применения своих рекомендаций в работе компании. Метод Манчестерской школы бизнеса - учиться, делая. Работая на подобных проектах, студенты приобретают навыки работы в консалтинге, работы в международной команде (лишь 10% учеников школы являются англичанами), нетворкинга, презентационные навыки.

Лидеры и кризис

Должны ли лидеры менять свое поведение в кризис? На этот вопрос Марк Бейти отвечает так: «С одной стороны, мне хочется сказать, что лидеры должны измениться. С другой стороны, один из фундаментальных постулатов бизнеса заключается в том, чтобы быть собой, быть аутентичным». То есть, иными словами, лидер должен измениться, при этом не изменяя себе.

Марк Бейти также советует нынешним лидерам, оказавшимся в непростой ситуации, с большим вниманием относиться к эмоциям людей и быть честными. В бизнесе люди чаще всего фокусируются на финансах, каналах поставок и пр., забывая, что бизнес делают живые люди, которые думают и чувствуют. Сегодня им приходится много страдать, поэтому лидеры должны быть более чувствительными, понимающими и благодарными. Лидер должен уметь управлять эмоциями людей, потому что если не сделать этого, их настрой, вероятнее всего, будет негативным. Работа лидера в непростой ситуации - встать и сказать: «Мы будем бороться», объединить людей вокруг надежды, превратить проблему в вызов.

Должен ли лидер говорить правду о тяжелом положении компании? Марк Бейти считает, что это необходимо. «Правда рано или поздно выходит наружу, - говорит он. - Если вы будете говорить, что все в порядке, вас либо примут за идиота, который не понимает, что происходит, либо за лгуна. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а там говорят о том, что все далеко не в порядке. Лучше всегда быть честным, заслуживающим доверия».

Лидеры и будущее

По мнению Марка Бейти, в будущем в бизнесе будут доминировать женщины. По его словам, они уже доминируют. По крайней мере это происходит сейчас в Великобритании. Почему? Потому что женщины более организованны, мотивированы и результативны. У них более впечатляющие резюме. Если раньше британские юридические фирмы нанимали больше выпускников-мужчин, то сейчас 60-70% нанятых - женщины.

Как уже было сказано выше, в кризис эмоции особенно важны. У женщин выше эмоциональный интеллект, и они лучше понимают и свои, и чужие чувства, и в отличие от мужчин лучше умеют ими управлять.

Управление бизнесом часто похоже на неразбериху, где руководителю приходится жонглировать множеством задач. Марк Бейти говорит, что так уж случилось в процессе эволюции, что мужчинам лучше удается фокусироваться на чем-то одном, тогда как женщины лучше справляются с многозадачностью. Так что лидер будущего - это «чувствительный многозадачник».

Лидеры и инновации

Сегодня главы российских компаний жалуются на то, что им не хватает людей, способных создавать инновации. Однако далеко не все способны создать оптимальные условия для креативных личностей. Руководителям, которые хотят эффективно работать с такими сотрудниками, Марк Бейти рекомендует для начала постараться понять, что из себя представляет креативная личность - как он/она подходит к решению задачи, как себя ведет. Важно помнить, что креативность подразумевает иной, отличный от обычного способ мышления, который требует больше времени. Креативные личности по-другому думают и по-другому ведут себя. И если в вашей компании принято стричь всех под одну гребенку, не надейтесь на рождение инноваций. Инноваторам нужны специальные условия и отсутствие давления.

Как мотивировать креативных сотрудников? Марк Бейти говорит, что мотивация должна быть, прежде всего, неденежная. Эта категория сотрудников в меньшей степени мотивируется материальными благами. Что действительно важно, это дать таким людям возможность снова и снова проявлять креативность и не забывать признавать их заслуги. Не пытайтесь удержать такого сотрудника деньгами, лучше предоставьте ему возможность работать над чем-то масштабным. Дайте ему возможность быть свободным и независимым, постоянно работать над чем-то новым. К сожалению, именно с этим в мире бизнеса чаще всего возникают проблемы, ведь бизнес - это повторение, систематизация, организация - то есть все то, что креативные люди не приемлют. Но те лидеры, кто сможет найти баланс между свободой и контролем, будут вознаграждены множеством блестящих идей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter