PetroChina раздулась до статуса самой дорогой компании мира

Расскажите друзьям
Николай
Николай

Рыночная капитализация китайской PetroChina после IPO выросла в три раза, превысив $1 трлн

Китайская государственная нефтяная корпорация PetroChina стала самой дорогой публичной компанией мира. Ее рыночная капитализация по итогам биржевых торгов в понедельник перевалила за один триллион долларов, что более чем вдвое превышает стоимость компании Exxon Mobil, которая считалась до этого крупнейшей корпорацией мира.

Впрочем, эксперты предупреждают, что китайский фондовый рынок сильно перегрет и нынешнюю оценку вряд ли можно считать справедливой. Достаточно сказать, что доходы Exxon Mobil по итогам 2006 г. вчетверо превосходят годовую выручку PetroChina.

"Роснефть" и "Газпром" по-китайски

Компания PetroChina является крупнейшим в Китае производителем нефти и газа. Более 85% акций компании принадлежит государственной корпорации China National Petroleum. Остальные акции торгуются на биржах Шанхая, Гонконга и Нью-Йорка. Как раз 1 ноября в Китае завершилось размещение акций компании на шанхайской бирже. В ходе IPO PetroChina за всего 2,18% своих акций удалось получить от инвесторов рекордную для материкового Китая сумму в $8,94 млрд.

При этом в понедельник в первый же день торгов акциями PetroChina стоимость акций втрое превысила ценовой уровень проведения IPO. В результате суммарная рыночная капитализация компании превысила один триллион долларов. Это совершенно невероятная сумма не только для Китая, но и для мирового бизнеса в целом.

Например, американско-европейская компания Exxon Mobil, которая до последнего времени считалась самой дорогой компанией из тех, чьи акции торгуются на бирже, "стоит", по оценкам фондового рынка, около $500 млрд. Впрочем, говорить о справедливости сравнения китайской капитализации PetroChina и рыночных оценок Exxon Mobil не приходится.

Выручка PetroChina за 2006 г. составила, по данным компании, $92,4 млрд, за тот же период Exxon Mobil заработал $365,4 млрд. Чистая прибыль PetroChina в 2006 г. – $19 млрд, у Exxon Mobil этот показатель – $39,5 млрд. Годовое производство нефти и газа у PetroChina в 2006 г. составило, по данным компании, 1,059 млрд баррелей нефтяного эквивалента, а у Exxon Mobil – 1,547 млрд баррелей. Таким образом, по всем финансовым и производственным показателям Exxon Mobil как минимум в полтора раза превосходит китайскую компанию. Тем не менее у китайской компании есть одно неоспоримое преимущество – выход на самый большой и быстро растущий рынок сбыта нефти в мире.

В общем же, такая высокая рыночная капитализация китайской компании отражает скорее бурный рост фондового рынка Китая, нежели ее реальную стоимость. Например, объединенный индекс Шанхайской биржи с начала года вырос более чем в два раза. Между тем ряд экспертов предупреждает о "перегретости" китайского рынка и надувании очередного "пузыря".

"Пузырь" или Новый Свет

"Стоимость китайских компаний сильно превосходит их справедливую рациональную оценку. Это пузырь, а в пузыре все оценивается неправильно", – говорит Фрэйзер Хауи, соавтор книги "Приватизация в Китае". Например, как пишет Bloomberg, китайскую страховую компанию China Life инвесторы на шанхайской бирже оценили в 78 раз дороже ее годовой выручки. Для сравнения рыночная капитализация крупнейшего страховщика США American International Group превосходит годовую выручку лишь в 9,3 раза, а капитализация самой большой страховой компании Европы Allianz SE больше выручки в 8,4 раза.

Впрочем, далеко не все эксперты считают такие оценки завышенными. "В конце 1980-х гг. японские компании торговались на бирже по такой же цене относительно годовой выручки, как сейчас торгуются китайские. Но у японских компаний в 1980-х рост выручки был вялым, в то время как китайцы демонстрируют астрономические темпы", – говорит Элан Коэн аналитик инвестбанка JPMorgan. В 1980-х гг. "пузырь", надувавшийся на японской бирже, лопнул, превратив в ничто миллиарды долларов инвесторов.

В Китае этого не произойдет, уверен глава собственной инвесткомпании Марк Фабер. "В начале 20 века европейские страны были крайне удивлены тем, что американские компании обогнали европейский бизнес. Теперь мир больше привык к таким изменениям", – говорит Фабер.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase