Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Пиарщики признались в потере пятой части доходов

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Объем рынка PR в РФ в 2009 году - $1,99 млрд, эксперты считают эту цифру пиаром

Пиарщики признались в потере пятой части доходов
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) подготовила отчет о финансовых показателях индустрии PR в России за 2009 год и прогноз на 2010 год. Падение рынка составило 20,5% от уровня 2008 года. Ранее АКОС полагала, что доходы агентств снизятся в прошлом году на 28%. Эксперты склонны считать, что такие оптимистичные, на фоне кризиса, показатели не являют реальной картины за счет серости рынка PR-услуг в России.

Как говорится в сообщении АКОС, после периода крайне активного развития в 2007-2008 годах, когда объем рынка достигал $1,75 и $2,5 млрд соответственно, а ежегодный прирост составил 43%, в прошлом году российский рынок PR попал под давление мирового финансового кризиса.

В начале 2009 года АКОС прогнозировала годовое сокращение рынка на 28% до $1,8 млрд. Однако фактическое снижение объема, по данным ассоциации, в 2009 году оказалось на 26,8% меньше, чем ожидалось и составило 20,5% от 2008 года. Суммарный объем российского рынка PR в прошедшем году составил $1,99 млрд.

Наиболее востребованными оказались кризисные коммуникации, внешние связи, маркетинговые коммуникации, направленные на потребителя, и корпоративные коммуникации. Бюджеты в этих сферах претерпели наименьшее сокращение: на 12%, 15%, 17% и 18% соответственно. В кризис компании уделяли особое внимание использованию инструментов PR как наиболее результативных для решения таких задач, как построение позитивной репутации перед деловым сообществом, коммуникация с органами государственной власти и продвижение товаров и услуг потребителям.

Наибольший спад показали направления финансовых (-35%), B2B (-30%) и внутренних коммуникаций (-25%). Основное падение пришлось на такие секторы экономики, как финансовые услуги, недвижимость, автопромышленность и сектор luxury. Инвестиции в PR фармацевтических, энергетических и IT-компаний в 2009 году оставались стабильными, а в ряде случаев показали рост, говорится в пресс релизе.

"Начало 2009 года ознаменовалось резким сокращением расходов на PR, однако в последнем квартале наблюдался уже небольшой рост, поэтому по итогам года мы вышли на уровень $1,99 миллиарда. Прогноз на 2010 год сдержанно-позитивный: мы ожидаем увеличение объема рынка на 12%", - приводит ассоциация слова Елены Фадеевой, председателя АКОС, гендиректора Fleishman-Hillard Vanguard.

По ее словам, среди традиционных видов PR наиболее активно будут развиваться маркетинговые коммуникации, сфера корпоративной социальной ответственности и связи с органами государственной власти, а также коммуникации в области здравоохранения и высоких технологий. Эксперт также отмечает направление цифровых коммуникаций (digital PR), которое показало значительный прирост в 2009 году (+25%) и будет расти в 2010 году такими же темпами (+25%).

"Этот вид коммуникаций сегодня становится все более важным инструментом продвижения, в том числе и для управления корпоративной репутацией", - заявила Елена Фадеева.

Все будет хорошо

Согласно прогнозам АКОС, в 2010 году стабилизируются бюджеты в области B2B маркетинга и внутренних коммуникаций. В случае дальнейшего оживления финансовых рынков предстоит сокращение кризисных коммуникаций и рост финансовых коммуникаций.

Общие тенденции развития PR в России соответствуют трендам, наблюдающимся в Европе: к 2012 году компаниями в Европе также будут наиболее активно использоваться, в первую очередь, корпоративные коммуникации, внешние связи, внутренние коммуникации, а также будет развиваться тема корпоративной социальной ответственности (согласно отчету European Communication Monitor 2009).

Мировая тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону увеличения доли PR продолжится в России и в 2010 году, в том числе и за счет роста инвестиций в цифровые коммуникации, где велика роль PR, говорится в пресс-релизе.

Владислав Исаев из "Финама" не считает эти цифры объективными. По его словам, падение вполне ожидаемое, причем реальный спад, с учетом серости данного рынка, был, вероятно, даже больше.

"Во всяком случае, по косвенным признакам, в частности, по количеству оставшихся в период кризиса без работы PR-специалистов, можно предполагать, что расходы на PR снизились на 50%", - заявил эксперт в разговоре с RB.ru.

Он также заметил, что в условиях кризиса обычно расходы на маркетинг идут под нож первыми, как наиболее раздражающие финансовых директоров. Вполне естественно и сокращение по направлениям финансовых и внутренних коммуникаций - проблемы внутренней коммуникации в такой период проще всего решать увольнением недовольных, а в условиях упавших рынков сокращается количество IPO и размещений облигаций.

Тем не менее, PR, как инструмент маркетинга является менее затратным, а в некоторых секторах и более эффективным, чем прямая реклама. Поэтому в кризис происходит перегруппировка, компании начинают уделять PR больше внимания, но перестают отдавать эти услуги на аутсорсинг.

"Вероятно, постепенное восстановление рынка PR-услуг мы увидим уже в этом году, но в силу консервативности мышления и опасений того, что кризис может вернуться, оно будет довольно медленным", - полагает Владислав Исаев.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»