Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Пираты: управление командой в экстремальных условиях

Архив rb.ru
Мария — автор

Автор издания RB

Мария — автор

Принципы построения команды – равенство, ответственность и правильное разделение компетенций

Пираты: управление командой в экстремальных условиях

  В детстве вы зачитывались «Островом сокровищ» и «Одиссеей капитана Блада», мечтали стать капитаном пиратского судна и бороздить океаны с бандой преданных головорезов, а теперь работаете в офисе и чувствуете себя гребцом на галере? Вашему вниманию предлагается руководство по созданию успешной и всем довольной команды на корабле. То есть, простите, в офисе.

Что нам известно о пиратах: в 17 веке они водились повсеместно, грабили и топили мирные (а иногда и военные) суда, а о богатстве некоторых из них ходили легенды. Ещё, вроде бы, существовал полумифический «пиратский кодекс». О нём и пойдёт речь. Именно этот свод неписанных правил управления командой позволил пиратам создавать сложные и во всех смыслах успешные организации, в течение пары сотен лет остававшиеся вне конкуренции.

Главная черта этого кодекса - он устраивал всех, кто ему подчинялся. Легальные организации в случае каких-либо противоречий и нарушений могут обращаться к властям и апеллировать к закону. Мафия может давить на отступника посредством семейных или этнических связей. Пираты же были вольными людьми вне закона, без семей и самого разного происхождения (в одной команде могли оказаться люди со всех уголков земного шара, и у каждого была своя история).

Залог успеха в управлении такой многонациональной компанией - простые правила, учитывающие интересы каждого и подробно описывающие все процедуры, от ведения дискуссий до страхования несчастных случаев (именно так! - например, пирату, потерявшему в бою руку, при дележе добычи полагалась солидная премия).

Хотя большинство участников пиратских команд вербовали («хантили», как мы сказали бы сейчас), многие приходили сами - бежали с «легальных» кораблей, спасаясь от произвола капитанов. На пиратских кораблях ситуация была иной, и, например, жадность капитана могла стоить ему жизни. Конечно, это не значило, что все члены команды были равны: покусившийся на привилегии капитана мигом отправлялся за борт «кормить акул». Однако капитан как управляющий командой был не более, чем «первым среди равных»: его авторитет был обусловлен лишь его реальными компетенциями, а все решения могли быть обсуждены на общем собрании.

Баланс между авторитетом начальника и «гласом народа» достигался за счёт системы разделения и ограничения власти. В экстремальных условиях - во время боя или шторма - власть капитана была безграничной и его приказы не обсуждались. В «мирное время» на судне распоряжался квартирмейстер. Он отвечал за пропитание, боеприпасы и выдачу премий. Зарплатам сотрудников вёлся строгий учёт (в письменном виде!), выдавались они прилюдно, и капитан, как правило, получал двойной оклад - но ни пиастром больше. Нечестное и жадное руководство в любой момент могло потерять свои позиции. И капитан, и квартирмейстер избирались всеобщим голосованием.

Не будем далее вдаваться в подробности пиратских будней. Заметим только, что джентльмены удачи прекрасно уяснили себе одну простую истину: хороший тактик - не всегда хороший стратег, а хороший антикризисный управляющий - не всегда хороший менеджер. Сегодня вопрос о целесообразности разделения власти в коммерческой организации - скорее риторический. В большинстве крупных компаний по традиции, берущей своё начало ещё в 19 веке, вся власть сосредоточена в руках C.E.O. Реструктуризация, выборность, разделение компетенций, по мнению многих теоретиков и практиков бизнеса, могут привести к хаосу и снижению эффективности. История пиратов, впрочем, опровергает этот довод

Так что если ваш начальник - сущий рабовладелец, дайте ему почитать эту статью.

В статье использованы материалы с сайта профессора Питера Лисона 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Согласие на обработку персональных данных сотрудника: полный гайд
  2. 2 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  3. 3 Реорганизация юридического лица
  4. 4 Как сообщить об увольнении правильно: не допускайте эти 6 ошибок
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса