Платежных терминалов может стать в 2 раза меньше

Расскажите друзьям
Светлана
Светлана

Госдума рассматривает 2 законопроекта, регулирующие деятельность платежных терминалов


На вчерашнем совещании банковского комитета Госдумы депутаты обсудили проблемы приема платежей через терминалы самообслуживания. Как выяснилось, набор услуг, оказываемых терминалами, ожидают серьезные ограничения. Соответствующий законопроект может сократить рынок платежных терминалов в два раза.

Напомним, что в ноябре прошлого года вышли инструкция ЦБ и распоряжение МВД, суть которых сводилась к тому, что оплату за услуги, в том числе и связи, могут принимать лишь юрлица, которые подпишут договор с банками.

Однако 90% терминалов, особенно в регионах, принадлежит индивидуальным предпринимателям, которые работают с платежными системами по агентской схеме. Такая методика работы предполагает, что агенты не заключают отдельных договоров с банками, ограничиваясь наличием такого договора у платежной системы.

Действующее законодательство никак не регламентирует эту распространенную схему. Именно поэтому депутаты решили прописать агентскую схему в отдельном законе. До выхода нового закона Минфин, ЦБ РФ и МВД договорились не наказывать владельцев терминалов.

Два полярных сценария

Существуют два абсолютно разных варианта проекта нового закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Первый - максимально защищает интересы участников терминального рынка. Во-первых, он не ограничивает перечень услуг, которые можно оплатить с помощью «железных кассиров». Во-вторых, разрешает частным предпринимателям работать без заключения договора с банками. Наконец, в-третьих, не предполагает их обязательного лицензирования как агентов платежных систем.

Второй вариант законопроекта, наоборот, очень суров. Он ограничивает деятельность по приему платежей только услугами оплаты за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно документу, предоставлять подобные услуги сможет только юридическое лицо. Деятельность всех без исключения владельцев терминалов будет подлежать обязательному лицензированию, а терминалы необходимо будет оснастить контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью.

Нужен компромисс

От того, какой закон будет принят, зависит развитие рынка платежных терминалов. Второй вариант нового законопроекта о банковских терминалах пока не выдерживает критики участников рынка.

По мнению опрошенных "Коммерсантом" экспертов, реализация второго варианта законопроекта приведет к сокращению точек приема платежей в два раза.

Всего в России около 100 000 точек оплаты (из них порядка 66,5 тысяч - платежные терминалы). 90% точек работают по агентской схеме, 10% - по банковской. Объем рынка за 2007 год составил 16 млрд рублей (по сравнению с 2006 годом он увеличился в два раза), из которых 97% - платежи за мобильную связь, 1-2% - платежи ЖКХ (подробнее в доп. материале).

Ограничение услуг, доступных через терминалы, приемом платы за услуги ЖКХ также не окажет положительного влияния. Рост рынка приема платежей возможен только за счет подключения новых сервисов, говорят участники рынка, опрошенные изданием.

Депутаты не исключают, что в результате обсуждения обоих законопроектов появится третий, компромиссный вариант, выяснили эксперты газеты.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase