Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

По какой "схеме" женщине нужно строить карьеру, чтобы возглавить крупную компанию?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Амбициозным молодым женщинам, которые хотят в перспективе возглавить крупный бизнес, часто советуют строить карьеру по конкретному пути: получить степень бакалавра в престижном университете, получить степень MBA в хорошей бизнес-школе, устроиться на работу в ведущую консалтинговую компанию или инвестиционный банк, а затем, переходя из компании в компанию, расширять зону ответственности.

По какой "схеме" женщине нужно строить карьеру, чтобы возглавить крупную компанию?
Однако, пишет Harvard Business Review, данная схема работает далеко не всегда.


Фото: Fotoimedia

Как отмечает издание, такая (или, во всяком случае, очень похожая) карьерная схема была у Мэг Уитмен, которая с 2011 года руководит корпорацией Hewlett-Packard. Салли Блаунт, глава Kellogg School of Management (одной из немногих бизнес-школ, возглавляемых женщинами), отмечает, что женщинам, которые хотят построить успешную карьеру, следует отправляться в такие сферы, как консалтинг и инвестиции, а также периодически менять компании. Эксперты HBR решили проанализировать карьерный путь 24 женщин, возглавляющих компании из списка Fortune 500, и пришли к интересным выводам. Большинство из них не следовали советам и не отправлялись работать в консалтинговые или инвестиционные компании после университета или колледжа, так поступили только три женщины-СЕО.

Более 20% женщин после вуза нашли работу в тех компаниях, которые они теперь возглавляют. И это были отнюдь не руководящие позиции. Мэри Барра, которая сейчас занимает пост генерального директора компании General Motors, начинала карьеру со стартовой позиции. Президент электрической компании Graybar Canada Limited Кэтлин Мазарелла пришла в компанию около 30 лет назад на должность специалиста техподдержки. Более 70% из женщин-СЕО, чей карьерный путь анализировали эксперты HBR, провели в компании, которую сейчас возглавляют, более 10 лет. Например, так было с Хизер Бреш из Mylan, Грасией Марторе из медиа-холдинга Gannett и Деброй Рид из Sempra Energy.

Некоторые СЕО на протяжении многих лет работали в одной компании, а после становились СЕО в другой. К примеру, Патриция Воерц, глава Archer Daniels Midland, на протяжении 29 проработала в энергетической компании Chevron. Шерри Маккой возглавила Avon, после того как проработала 30 лет в Johnson & Johnson.

В среднем, подсчитали в HBR, женщины проводили в одной компании 23 года, прежде чем занять пост генерального директора. Чтобы понять, можно ли называть такой временной отрезок нормой, эксперты изучили биографии некоторых мужчин-СЕО из списка Fortune 500 и выяснили, что для мужчин эта средняя продолжительность работы составляет 15 лет. Кроме того, женщин чаще рассматривают как кандидатов в преемники именно в долгосрочной перспективе, поэтому у них нет времени и возможности для "игр в классики" и частой смены компаний.

Как отмечают эксперты, довольно сложно выявить закономерности того, что ускоряет "инсайдерский" путь к вершине корпоративной иерархии, почему этих женщин назначили на пост СЕО и чем их опыт отличался от опыта мужчин-конкурентов. Позитивные интерпретации вопроса включают в себя разного рода вспомогательные организации для женщин, сильных менторов и нечто присущее самим этим женщинам. Негативное объяснение затрагивает предубеждения по отношению к женщинам, трудности со сферами, которые считаются мужскими, и даже "задержки", связанные с отпуском по уходу за ребенком. Вне зависимости от этого, эксперты HBR признают, что долгий "инсайдерский" путь - скорее типичный вариант развития карьеры для женщин-СЕО из списка Fortune 500.
Разумеется, большую роль играет корпоративная культура компании. Недавний опрос, проведенный компанией Bain, показал, что в начале карьеры женщины имеют даже больше амбиций с точки зрения карьерного роста, нежели мужчины, они так же уверены в себе, как мужчины. На уровне среднего менеджмента ситуация меняется: мужчины сохраняют амбиции и уверенность в себе, а женщины от них резко отказываются. И здесь многое зависит от корпоративной культуры. В долгосрочной перспективе компаниям выгодно поддерживать карьерные устремления своих сотрудниц и помогать их продвижению, говорится в результатах исследования.

Что же касается зависимости карьеры от того, в насколько престижных вузах женщины получали образование, то только две женщины, управляющие компаниями из списка Fortune 500, учились в университетах из Лиги плюща. Но это не гендерный вопрос: среди мужчин, попавших в подборку HBR, всего 4% СЕО учились в одном из этих вузов. Работа в консалтинге или инвестициях на ранних этапах карьеры тоже не является обязательным условием: около трех четвертей мужчин и женщин не работали в этих сферах. Если говорить о престижном бизнес-образовании, то и это не ключевой фактор: только 25% женщин и 16% мужчин получили степень MBA в бизнес-школах из первой десятки.

Средний возраст женщины-СЕО из списка Fortune 500 - 56 лет, говорится в исследовании HBR. Самой молодой - Хизер Бреш из Mylan - 45 лет, однако и она проработала в компании 20 лет, прежде чем ее возглавить (начинала она с очень простой должности). В конечном итоге, пишет HBR, результаты, несмотря ни на что, получились довольно вдохновляющими: происхождение и образование не играют решающей роли. Важно найти хорошую компанию, иметь источник вдохновения и упорно работать.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter