Архив rb.ru

Победители кризиса

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

Какие компании и лидеры сумели использовать кризис во благо

Победители кризиса
Присоединиться

Как много было сказано о том, что кризис - это источник новых возможностей. И как мало компаний и лидеров, которым удалось разглядеть эти возможности и воспользоваться ими. Какие компании все-таки сумели обратить кризис во благо? Какими качествами должен обладать лидер, чтобы привести организацию к успеху в непростые времена? Обо всем этом и не только в интервью RB.ru рассказал декан по внешним связям швейцарской бизнес-школы IMD, профессор по маркетингу и управлению изменениями, Шон Михан.

Компании-победители

Бурные времена действительно являются источником возможностей, считает профессор Михан, но слишком многие компании заботились больше о поддержании судна на плаву и не смогли воспользоваться ими. «Перспективы неопределенны. Для капиталиста неопределенность означает возможность», - говорит он.

Изменения никогда не давались легко, а нынешний кризис принес немало перемен. Кредиты получить все сложнее и дороже, государственное регулирование будет усиливаться и ужесточаться. Потребители стали менее платежеспособными, но не менее требовательными.

Компании, которым удалось преодолеть рецессию, действовали следующим образом. Первое и основное - повернуться лицом к потребителю, как можно лучше учесть все требования и пожелания клиентов. Следующее, в развитие первого, укрепление бренда путем коалиций или поглощений с тем, чтобы получить доступ к новым ресурсам, работающим на главную цель и/или дающим дополнительную гибкость и энергию цепочке добавленной стоимости. После этого компания может подумать и о радикальной перестройке.

С этой точки зрения, в качестве российского примера такой успешной компании Шон Михан приводит «Ренову». По его мнению, она смогла использовать свои зарубежные активы, чтобы улучшить позиции на внутреннем рынке. Международный пример -Toyota. В отрасли, которая отягощена проблемами политического вмешательства, сложных отношений с рабочими, недисциплинированными дилерами и непостоянными покупателями, именно эта компания постепенно доказала свое лидерство, превзойдя ожидания. Автомобильный сектор переживает фундаментальную реорганизацию, и многие игроки буквально парализованы. Toyota не является неуязвимой перед лицом кризиса, но ей удается справляться со снижением спроса, беспрецедентными потерями и реорганизацией управления. Она продолжает обновлять продуктовую линейку, расширять географию и создавать инновации. Она строит бренд вокруг ядра - качества, надежности и долговечности.

Лидеры, способные управлять изменениями и изменяться

Конечно, успехами Toyota обязана своему лидеру Фуджио Чо. По мнению профессора Михана, победа за лидерами, которые видят возможности там, где все прочие видят лишь полный мрак, которые приветствуют стремительные изменения. Всем тем, кто не обладает подобным складом ума, следует отказаться от поста главы организации и заняться чем-нибудь другим, уверен он.

Ни один лидер не может предсказать со 100-процентной точностью, как изменятся в будущем экономические условия. Но умные лидеры способны подготовить свою команду к тому, чтобы трезво мыслить и адекватно реагировать на них.

Мир меняется, и поэтому лидеры тоже должны быть способны меняться, считает Шон Михан. Они должны задавать себе вопрос, к какому уровню лидерства они стремятся? Готовы ли они идти на жертвы и нести ответственность?

Профессор IMD Билл Фишер выделяет шесть ключевых приемов управления, благодаря которым лидер способен вести за собой даже тех, кто превосходит его интеллектуально: 1) Стать главным по поиску и выявлению талантливых сотрудников; 2) Слушать больше, чем говорить; 3) Фокусироваться на сотрудничестве и обмене идеями (не допускать сокрытия идей); 4) Идти на малый риск, чтобы быстрее достичь успеха (пусть команда ошибается в малом, так она будет двигаться быстрее и не совершит катастрофической ошибки); 5) Бросать вызов идеям, а не людям; 6) Давать людям возможность двигаться вверх.

Чем хороший лидер отличается от выдающегося? «Выдающиеся лидеры знают, когда допустимо пойти на риск, как завоевать доверие и создать возможности для достижения успеха - и для себя, и для своей команды», - говорит Шон Михан.

Изменения в программах школы

Профессор Михан уверен, что IMD должна прилагать усилия, чтобы помочь компаниям преодолеть сложный кризисный период. «Это жизненно важно, - говорит он, - мы не обычные наблюдатели, у нас есть решения для борьбы с кризисом».

Одно из таких решений, которые предлагает школа, это Booster Program. Компания в рамках этой программы не только получает индивидуальные рекомендации о том, как справиться с существующими проблемами, но и обучается действовать самостоятельно. И это намного больше, чем могут предложить бизнес-консультанты. По окончании проекта знания не уходят вместе с консультантом, они остаются внутри организации, сотрудники которой уже умеют решать проблемы без помощи извне. Люди внутри компании руководят изменениями, проводят их в жизнь. По словам Шона Михана, после участия в программе компании говорят о десятикратном возврате инвестиций.

Одна из таких компаний, участвовавших в Booster Program, - Heineken (Центральная Европа). Она оказалась в непростой ситуации в связи с действиями конкурентов и была вынуждена корректировать стратегию. После участия в программе Heineken удалось обогнать конкурентов и увеличить долю рынка.

IMD разработала новые предложения не только для компаний, но и для студентов. «Для IMD экономический кризис усилил потребность в постоянных инновациях, - рассказывает Шон Михан. - Люди ищут новые, более экономически эффективные способы достижения своих образовательных целей». По его мнению, школе удалось создать программы, соответствующие изменившимся условиям и потребностям.

Одна из таких программ - Leading the Global Enterprise. Возможности растут, но также растут и сопутствующие риски. В рамках программы опытная международная команда преподавателей IMD помогает студентам лучше ориентироваться в ситуации и повышать результативность - и индивидуальную, и корпоративную.

Еще одна новая программа - Accelerated Executive Development Program, в которой используется смешанный подход к обучению. Она развивает способности к самостоятельности и независимости в получении знаний, предлагая дистанционное обучение. Студенты сами контролируют свое расписание и сами устанавливают цели в процессе учебы.

Все остальные программы IMD тоже были обновлены, чтобы отвечать потребностям студентов, насколько это только возможно. Наиболее популярная программа школы, Orchestrating Winning Performance, также изменилась. «Как директор я провожу реформу этой программы, и я очень взволнован, - говорит Шон Михан. - Сейчас участники программы находятся в наиболее благоприятных условиях, чтобы научиться предвидеть глобальные тренды и повышать собственную результативность. Они имеют возможность учиться у выдающихся мыслителей и коллег, выстраивать сети контактов, руководить изменениями и немедленно действовать».

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться