Почему автомобили дорожают

Расскажите друзьям

Только экспансия китайских автомобилей может остановить рост средней цены нового автомобиля в России

В 2005 г. средняя цена нового автомобиля в России не превышала $13 000, а в прошлом - перешагнула $17 000. Этот показатель подрастет еще на 10-15%, но его дальнейшее повышение остановит экспансия китайских автомобилей, считают эксперты и участники рынка.

Отчего цены растут

Эксперты называют много причин роста цен на автомобили. Среди них есть макроэкономические: инфляция и увеличение доходов, располагаемых населением, - в этом году они составят, по прогнозу PricewaterhouseCoopers, $695 млрд против $555 млрд в прошлом году. В 2007 г. уже 6,9% россиян признались во время опроса, что могут купить автомобиль, тогда как в прошлом году таких было 5,2%, свидетельствуют данные центра стратегических исследований «Росгосстрах». На рост цен влияет и дефицит - многие россияне покупают место в очереди на машину, чтобы не тратить месяцы на ожидание, и увеличивают для себя таким образом цену автомобиля, отмечают в PwC. По данным Олега Дацкива, директора по развитию проекта Auto-dealer.ru, очередь на покупку автомобиля Nissan Qashqai, цены на который в салонах автодилеров начинаются примерно от $24 600, в Москве сейчас продают за $3000. Без этой доплаты ждать машину придется больше шести месяцев.

Ренат Тюктеев, руководитель направления Land Rover группы компаний «Независимость», связывает рост спроса на дорогие автомобили с развитием кредитного рынка - снижение процентных ставок и облегчение условий выдачи позволяет россиянам пересаживаться на новые машины. Еще одна причина - рост производства на российских заводах Renault и Ford, где выпускаются автомобили в сегменте $10 000-17 000. Плюс рост продаж автомобилей китайских производителей - Chery, Great Wall, Geely и другие концерны создали в России новый сегмент бюджетных автомобилей с традиционными атрибутами иномарки - солидным внешним видом, хорошей комплектацией и ценой до $15 000.

Мировые автогиганты каждую новую или рестайлинговую модель отправляют в салоны дилеров с более высокой ценой. Отчасти дело здесь в инфляции и постоянном росте цен на нефть, сырье, электроэнергию, рассказывает менеджер по связям с общественностью «Ниссан мотор Рус» Татьяна Натарова. Но главное - цена нового поколения выше из-за использования в автомобиле новых технологий, оборудования и более дорогих материалов, объясняет она.

Например, топовые комплектации нового вседорожника Nissan X-Trail, который поступит в продажу в России в сентябре, оснащаются модернизированным двигателем 2,5 л, вариатором вместо автоматической трансмиссии (он позволяет плавнее разгоняться, работает экономичнее и экологичнее), интеллектуальной системой полного привода All mode 4×4i. Плюс электронные системы для контроля за движением автомобиля на крутом спуске и облегчающие водителю жизнь мелочи вроде Bluetooth и автоматического включения фар с наступлением темноты. В результате новый кроссовер будет стоить от $36 000, тогда как цены на X-Trail первого поколения начинались от $30 000.

Прямая выгода

Производителям выгоднее выпускать более дорогие автомобили. «Каждый производитель, выпускающий и массовую, и люксовую продукцию, получает от дорогих автомобилей более высокую прибыль, - объясняет Натарова. - Зачастую именно возможность зарабатывать больше на дорогих машинах позволяет удерживать на низком уровне цены на массовые автомобили, получая сбалансированный доход». Если прибыль на массовых автомобилях зарабатывается за счет больших объемов, то в дорогих автомобилях можно зарабатывать на бренде. Надбавка к стоимости автомобиля «за премиальность» может достигать 25%, добавляет бывший сотрудник российского представительства немецкого производителя машин класса люкс.

Дилеры пока большой дополнительной выгоды при продаже более дорогих автомобилей не получают, признается гендиректор «Инком-авто» Владимир Франке. В процентном выражении маржа при продаже и дорогих, и бюджетных автомобилей отличается незначительно, соглашается Дмитрий Игнатьев, гендиректор «Ауди центр Москва». Конечно, отсчитывается она от разных сумм и в денежном выражении дилер получает с продажи внедорожника Land Rover больше, чем с седана Hyundai, оговаривается Тюктеев из «Независимости». Но в значительной степени разница нивелируется разными объемами продаж дорогих и массовых автомобилей. Однако Франке надеется, что в будущем дилеры получат дивиденды от обслуживания проданных дорогих машин: стоимость нормочаса их обслуживания и запчастей выше, чем у бюджетных автомобилей.

Стоп, цена

Реструктуризация российского авторынка практически завершена и поэтому к 2011 г. средняя цена нового автомобиля не превысит $ 20 000-22 000, считает партнер PwC Стэнли Рут. Это будет сравнимо с показателями рынков европейских стран, с которыми Россия готова соперничать по числу проданных автомобилей: во Франции этот показатель, по данным PwC, сейчас составляет $24 300, а в Англии - $23 200. Франке соглашается, что рост средней цены не превысит 5% в год.

Китайские автомобили, пока поддерживающие рост средней цены, в дальнейшем станут основным фактором его сдерживания. Большинство «китайцев» будут продаваться в сегменте, определяемом Франке как «около $15 000» и, по крайней мере, по прогнозам российских дилерских компаний, продавать большие объемы автомобилей. Например, «Инком-авто» рассчитывает уже в следующем году продать в России 40 000 китайских автомобилей, в основном марки Geely, а через три года довести долю китайских автомобилей в общем объеме продаж до 40%, признается Франке. Правда, в количественном выражении.

Среди других факторов, играющих на понижение, Рут выделяет ослабление доллара (большинство популярных иномарок приходит из долларовой зоны), увеличивающуюся конкуренцию производителей и продавцов, вступление России в ВТО, что должно привести к улучшению соотношения цена/качество автомобилей, и развитие локального производства иномарок.

При этом эксперты считают, что перевести среднюю цену за указанный ими предел не сможет даже открытие в России заводов по массовому производству дорогих автомобилей. Осенью под Калугой должен заработать конвейер на предприятии немецкого Volkswagen. Среди прочих моделей там будут собирать седаны Passat. В декабре под Петербургом завод Toyota начнет сборку седанов бизнес-класса Camry. Ford вслед за Focus разворачивает производство модели более высокого класса - Mondeo. Nissan обещает начать сборку седана Teana и вседорожника X-Trail, а Suzuki - Grand Vitara. «Даже учитывая скорый ввод этих мощностей, уход средней цены автомобиля на рынке за $20 000 маловероятен», - считает Тюктеев из «Независимости». В стране, где население превышает 140 млн человек и нет значительного роста ВВП, это нереально, объясняет он.

Автор - Елена Виноградова
Опубликовано 1 октября 2007 года в газете «Ведомости»



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase