Архив rb.ru

Почему до москвичей не доезжают экологичные продукты

Архив rb.ru
Павел Куликов

Автор издания: RB.RU — из архива

Павел Куликов

Как молодые предприниматели развивали доставку фермерской еды

Почему до москвичей не доезжают экологичные продукты
Выпускники Высшей школы экономики Алексей Таников и Булат Ламбаев основали компанию по доставке экопродуктов Eco-Food. Фермеры производят деревенскую еду, но со сбытом у них проблемы. А горожане, понятное дело, хотели бы питаться экологически чистыми продуктами. Партнеры решили связать тех и других. Не получилось.

Таников и Ламбаев работали целый год, но у них так и не вышло ничего путного, хотя был и спрос, и предложение. Создатели Eco-Food думали о масштабном, красивом, цивилизованном бизнесе. Казалось, что он будет еще и романтичным: для городского жителя, тем более выпускника «Вышки», деревня - это экзотика. Реальность оказалась иной.

Ламбаев вышел из бизнеса, а Таников тянет его на себе в одиночку, зарабатывая на уровне менеджера низшего звена. Масштабного проекта не получилось. Казалось бы, почему, если есть и спрос, и предложение?

Деревенская романтика

Год назад Ламбаев приехал из Индии, где работал в одном из международных фондов. Он помогал местным ремесленникам находить рынки сбыта для их товаров и выдавал микрокредиты тем из них, кому отказал банк. Лабмаев подсадил Таникова на идею социального предпринимательства. В общих чертах она заключается в том, что бизнесмен помогает людям, и это стремление дает ему возможность много заработать. Так и появилась идея доставки фермерской еды.

Бизнес должен был стать технологическим. Выпускники "Вышки" объездили несколько подмосковных ферм, договорились с их хозяевами и поставили им ноутбуки с GPRS-интернетом. Фермеры объявляли, какие продукты и по каким ценам продают, а предприниматели выставляли информацию на сайт. Люди оставляли заказы, которые отражались на странице фермера - к приезду курьера они знали, что нужно ему отгрузить и в каких количествах.

Таников фантазировал: «У фермеров не всегда есть все, что нужно покупателям, потому что они не готовы, например, ради заказа 2 кг мяса резать животное. Тут нужны коллективные покупки: какой-нибудь Groupon или веселое приложение в Facebook типа «Забей бычка», чтобы набрать достаточно одинаковых заказов».

Предприниматели были очарованы деревенской романтикой. Они выкладывали в социальных сетях групповые фотографии с домашней скотиной, считали себя миссионерами и думали, что бизнес скоро пойдет в гору.

Служба доставки

Вначале доставка была организована на коленке. Фермерских куриц и домашний сыр Таников развозил на машине отца, потом нанял водителя. Однако, как оказалось, предпринимательство - это не поездки на Mercedes и работа в модном кафе за MacBook Air.

«В одной из доставок машину остановили сотрудники ДПС, объявили, что с техосмотром проблемы, и отобрали документы, - вспоминает Анна Рыжкова, которая присоединилась к проекту чуть позже. - Леша пошел с ними, а через минут 20 позвонил и сказал, что его посадили за решетку, а за освобождение просят 30 тыс. рублей. Пришлось дожидаться лешиного знакомого на другой машине и дальше ехать развозить заказы с ним. В это время мы позвонили в УСБ, приехали сотрудники, Лешу отпустили, и все закончилось хорошо. Но померз он прилично».

Вот еще одна история от Рыжковой: «Продукты с ферм мы возили на одной машине, потом на территории города она встречалась с другой. Во вторую машину перекладывали продукты, и она развозила заказы. В одном из московских двориков ребята перекладывали пакеты с едой, и многочисленные бдительные бабушки решили, что там взрывчатка. Они прогнали нас со двора и не пустили к подъезду, где жил один из заказчиков».

В общем, молодым предпринимателям пришлось попотеть. Но самое неприятное случилось уже через несколько месяцев после старта проекта. Оказалось, что бизнес по доставке еды не масштабируется. Если ты хочешь помочь фермерам со сбытом и доставлять в город экологичные продукты, то на коленке это придется делать всегда. Бизнес никогда не вырастет.

Крах надежд

В России уже есть 15 интернет-магазинов, которые торгуют деревенской едой, но они представляют две-три фермы. Примерно так ведет дела, например, самый успешный интернет-магазин по доставке фермерской еды «Лавка». По-другому просто не получается. Дело в том, что фермерские хозяйства слишком удалены друг от друга. Чем больше ферм объезжает машина, тем выше стоимость еды. Если фермеров несколько десятков, то продавать еду можно лишь себе в убыток.

Парадокс: чем больше вырастает бизнес, тем меньше денег он начинает приносить. И никто пока не придумал, как сделать крупный бизнес по доставке еды через интернет с высокой рентабельностью - логистика ограничивает рост.

Крупнейший игрок на рынке доставки еды «Утконос» не блещет результатами из-за проблем с логистикой. При этом, задача «Утконоса» гораздо проще: компания доставляет обыкновенную еду, которая продается в супермаркетах. За ней стоят серьезные финансовые ресурсы.

«Мы ограничиваемся небольшим числом ферм и думаем, как заработать с базы данных по фермерам в интернете», - говорит Таников. Он продолжает в одном лице совмещать должности гендиректора и курьера и искать гениальную идею, которая поможет встать на ноги не только ему, но и другим компаниям по доставке, фермерам и любителям экопродуктов. Пока такой идеи не нашлось.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Думаете отдать логистику на аутсорс? 5 советов, как выстроить эффективную работу с подрядчиками
  2. 2 Уход зарубежных сервисов как окно возможностей для ИТ-бизнеса: на что обратить внимание?
  3. 3 Как анализ данных поможет усилить позиции бизнеса в условиях хаоса
  4. 4 11 сервисов для заказа товаров из иностранных магазинов
  5. 5 Сам себе кассир: что дает ритейлу и покупателям тренд на self-shopping
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше