Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Почему неприлично "дрючить" официантов

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Краткий курс эффективного управленца

Почему неприлично "дрючить" официантов

  В руководство приходят разными путями. Кто-то может хотеть и ждать руководящей должности, а кто-то может получить повышение неожиданно для себя самого. В любом случае, призывают бизнес-тренеры Наталья Жадько и Мария Чуркина, авторы книги «Управленческая эффективность руководителя», главное - не расслабляться, все только начинается!

Хорошо быть смелым, но страшно 

Наталья Жадько и Мария Чуркина, представляя собственное видение основных управленческих процессов, делят их на четыре направления:

  1. Управление собой.
  2. Управление деятельностью.
  3. Управление персоналом.
  4. Управление коммуникациями.
Для начала авторы рассматривают специфику управления собой, поскольку «не разобравшись с собой, в управлении делать нечего». Тем, кто хочет реализовать себя в качестве руководителя, необходимо учитывать четыре равноценных фактора: желание, ценности, контекст и технологии. Чтобы развить собственный потенциал, руководитель должен не бояться собственных желаний, уметь самостоятельно ставить себе задачи и проявлять инициативу, помня, что полномочия не дают, их берут. Кроме того, он должен совпадать со своей работой по профессиональным ценностям, уважать их и передавать подчиненным. Эффективный руководитель должен уметь видеть и учитывать контекст, в котором он работает. «По большому счету только контекст отличает руководителя от подчиненных, - пишут авторы. - Широкий кругозор, четкое видение, точное понимание ситуации и процессов, происходящих на самых разных уровнях, позволяет руководителю задавать себе и окружающим высокие стандарты в работе». Что касается управленческих технологий, то, чтобы они были эффективными, нужно учитывать контекст применения и не усложнять очевидное.

Ловушки эффективности 

В разделе «Управление деятельностью» Наталья Жадько и Мария Чуркина предлагают читателям свой вариант анализа, помогающий разобраться в том, насколько адекватна новая идея, проект или намерение. Они поэтапно разбирают процесс стратегического планирования и подробно останавливаются на планировании проектном. Но вот беда, если управленец работает хорошо, то по большому счету, делать ему нечего: каждый занимается своим делом, отчеты своевременно идут наверх, указания незамедлительно спускаются вниз, и тут возникает вопрос «А что дальше?». Кто-то начинает имитировать бурную деятельность, вызывая недовольство подчиненных, кто-то - много ездить по делам и без, а кто-то маниакально заниматься своим здоровьем. Тем, кто столкнулся с подобной проблемой, авторы предлагают несколько решений: новый интересный проект, «этот вариант разрешает большинство возникших экзистенциальных вопросов»; наука, «ввести идеи, выдержавшие испытание временем в научный оборот»; заняться преподаванием или расширить горизонт за счет творчества. А настоящим подарком любому руководителю, по мнению авторов, может стать кризис: «Даже придумывать ничего не нужно мировая экономика сделала все, чтобы вернуть вам былую форму, или чтобы вы ее, наконец, обрели».

Ноги персонала 

Уникальное отличие персонала от других ресурсов бизнеса - ноги, пишут Наталья Жадько и Мария Чуркина. Если людям что-то не нравится, они уходят. Очевидно, что эффективный руководитель должен уметь подобрать правильных людей (о том, как это сделать, читайте в допматериале), мотивировать их и, собственно, руководить: ставить задачи, контролировать их исполнение, правильно делегировать полномочия, поддерживать дисциплину и, наконец, правильно расставаться. Авторы разбирают каждый пункт, описывают распространенные ошибки, объясняя, «где должен находиться командир» в каждом конкретном случае, хоть и без картошки, но весьма наглядно. Так, например, поддержание дисциплины, руководитель, во-первых, должен начинать с себя, а во-вторых, уметь соблюдать дистанцию. Последняя позволяет ему видеть ситуацию со стороны и находить возможность для маневра, подчиненным же дистанция «задает ориентиры и границы допустимого поведения, в общем, дает возможность вести себя прилично». Кроме того, эффективный руководитель должен держать слово, лицо и удар. Да, и еще «руководитель «жжет» дома»: он не пьет, не играет и желательно не учится вместе с подчиненными.

Этикет для руководителя 

«Эффективная коммуникация - не обмен доказательствами, а, напротив, возможность обойтись без лишних слов», - считают авторы. Разбирая распространенные коммуникационные ошибки, среди которых, например, склонность к поспешным выводам, демонстрация собственного превосходства и оценочные суждения, Наталья Жадько и Мария Чуркина затрагивают и вопрос современного этикета. Конкретнее - этикета руководителя, поскольку «отсутствие самых простых представлений о приличиях очень серьезно влияет на управленческую эффективность». Так, по мнению авторов, абсолютно неприлично «дрючить» официантов. «Мы не из профсоюза официантов, - пишут они, - просто каждый раз, когда вы «включаете менеджера» в сторону работников HoReCa, становится очевидным, что это единственное место применения ваших управленческих навыков и знаний». Нужно уметь заполнять паузы, то есть вести светскую беседу. Это норма для любого эффективного руководителя. «Более того, по таким простым вещам можно сразу определить, умеет человек зарабатывать деньги или нет, - пишут Жадько и Чуркина. - Человек, который знает, откуда берутся деньги, умеет себя вести - жизнь научила». Помимо этого, авторы советуют перестать фетишизировать мобильные телефоны - характер отношений с этим полезным устройством может рассказать о вас слишком много. И наконец, совет тем, кто только собирается стать руководителем. Руководитель - это человек без плеера, ведь «музыку можно слушать дома или в компании приятных людей в редкие минуты отдыха, потому что, если вы закрываетесь от мира, мир непременно закроется от вас, и какие уж тут продажи?».

В общем, «только уважительное отношение к себе и окружающим позволяет достичь и удержать и управленческие, и коммуникативные высоты».

Мария Чуркина, Наталья Жадько Управленческая эффективность руководителя. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009.  

5 лучших книг по менеджменту от издательства «Альпина Бизнес Букс»:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора