Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Почему нужно вовлекать сотрудников в обустройство офиса: истории российских компаний

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Компании все чаще стараются вовлекать персонал в создание рабочих пространств: в Mail.Ru Group каждый новый член команды в первый день увековечивает себя в логотипе, в офисе "ВКонтакте" на стенах висят фотографии близких сотрудников, а в IBS есть раскрашенный руками всех желающих забор и многое другое.

Почему нужно вовлекать сотрудников в обустройство офиса: истории российских компаний

Компании все чаще стараются вовлекать персонал в создание рабочих пространств: в Mail.Ru Group каждый новый член команды в первый день увековечивает себя в логотипе, в офисе "ВКонтакте" на стенах висят фотографии близких сотрудников, а в IBS есть раскрашенный руками всех желающих забор и многое другое.



Война за таланты заставляет компании все большее внимание уделять созданию комфортного рабочего пространства, поскольку удерживать сотрудников зарплатой можно лишь до определенного уровня. Но во времена кризиса работодателям обычно не до бантиков. Тем не менее, вкладываться в обустройство важно и нужно:  психологи утверждают, что хороший дизайн способствует хорошему настроению и большей вовлеченности в работу, а во время экономического спада можно последовать примеру работодателей, которые придумали, как дать персоналу почувствовать причастность к компании совсем не затратными способами. Если уж создавать рабочее пространство руками сотрудников, то в буквальном смысле, решили в компании Kyocera: в новом московском офисе одну из стен хотят оформить разноцветными  отпечатками ладоней  (к слову, такая идея уже была реализована прежде в старом офисе Mail.Ru Group).

 

У Mail.Ru Group при переезде  в новый офис появилась идея с  логотипом: компания хотела создать новую интересную традицию, которая объединила бы не только собравшиеся впервые под одной крышей подразделения, но и новичков. Сотрудникам было предложено приколоть к логотипу компании человечка из конструктора LEGO. "Лего-человечки понравились нам разнообразием персонажей, в том числе и любимых сотрудниками. В день новоселья каждый выбрал себе своего героя и вместе с ним по сути переехал в новый офис", - рассказывает PR-директор Ксения Чабаненко.

 

Выбранный формат позволил реализовать еще одну задумку: буквы Mail.Ru Group, на которые  "поселили" человечков, были рассчитаны таким образом, что в момент, когда на них не останется свободного места, будет означать, что все 27 этажей офиса полностью заполнены, и пора задуматься о расширении.

 

Чабаненко рассказывает, что постепенно на логотипе началась самостоятельная жизнь: силами сотрудников человечки "собираются" вместе на вечеринки, периодически появляется никому не известный красный автобус и т.д. Все новые сотрудники также выбирают себе наиболее близкого по духу персонажа и в первый рабочий день "селят" его на логотип. Сейчас, по расчетам, на логотипе должно быть около 1600 человечков, но цифра меняется, так как иногда сотрудники забирают их "пожить" на этаже. "Нижние буквы логотипа (на высоте до метра), как правило, теряют человечков во время детских праздников", - добавляет собеседница RB.ru.

 

Такой простой и такой приятный

 

Один из самых простых способов – это повесить на стену фотографии, сделанные сотрудниками. Такая традиция зародилась в IBS около 10 лет назад, причем примерно раз в 1-1,5 месяца экспозиция меняется. Это могут быть как авторские выставки, так и тематические. Например, сейчас в офисе ИТ-компании идет выставка на тему летнего отдыха. "Какой-то жесткой планки мы не задаем, но поскольку на сборные выставки обычно приходит несколько сотен заявок, то мы делаем предварительный отбор самых интересных работ. В этом году также провели голосование в Facebook, чтобы выбрать те работы, которые будут вывешены в офисе. Если планируется авторская выставка, тогда мы смотрим на качество работ более тщательно, конечно", - рассказывают в пресс-службе.

В петербургском офисе "ВКонтакте" на стенах висят портреты пользователей социальной сети. Однажды, когда финансовый директор пришла на свое рабочее место, она увидела над ним портрет своей старшей дочери. Это стало настоящим сюрпризом для сотрудницы.

 

Чемпион по вовлечению


Компанию IBS можно по праву назвать чемпионом по вовлечению персонала: так,  помимо фотовыставок, в офисе проводятся выставки и других предметов, сделанных сотрудниками (например, одна из сотрудниц увлекается росписью по стеклу). Другой  пример вовлечения персонала  – бетонный забор на территории офиса, который после переезда в этот офис раскрасили граффити, а в раскрашивании приняли участие все желающие.

Кроме того, после корпоративов в компании обычно остаются разнообразные "артефакты": например, кусок стелы, на которой каждый оставил пожелания (теперь она заняла свое место у входа). На другом празднике проводился конкурс "раскрась свою овцу" (это была игра слов, потому что в компании называют друг друга IBSовцами) – теперь эти нарисованные сотрудниками "овцы" также занимают свое место на улице у офиса.

 

На новогодние ярмарки в компании раньше приглашали мастеров и продавцов сувениров извне, но теперь все больше в них участвуют сами сотрудники со своими поделками, подарками, едой и т.д.

А еще в IBS появилась зона буккроссинга - маленькие библиотеки в общественных зонах, куда одни сотрудники приносят и оставляют книги, а другие берут почитать.

 

"Порвать зарплатную ниточку ничего не стоит"


Евгения Любко, директор по развитию мотивационной платформы Pryaniky.com, отвечая на вопрос о том, нужно ли украшать офис всяческими самодельными рюшечками, говорит, что аналогичный вопрос уместно было бы задать и в отношении жилья:

"Зачем нам все эти картины, занавески, памятные штучки, если нам нужны только кухня, кровать и санузел?" – говорит Любко. "Эти эмоциональные вещи формируют привязанность к рабочему месту, а когда формируется привязанность, это укрепляет отношения сотрудников. По сути, обустройство пространства - это еще одна ниточка, которая удерживает человека в компании. И чем больше таких ниточек, тем сложнее его переманить. А если сотрудника  держит только зарплата, а офис у него обычный, коллеги скучные, а задачи стандартные, то порвать эту зарплатную ниточку ничего не стоит", - считает она. Собеседница RB.ru замечает, что это необязательно должны быть дорогие вещи, многое можно сделать силами сотрудников  – вместе собраться и весело разрисовать забор, например, если компания по своей культуре готова к таким вещам.

"Часто компании считают, что офис должен быть строгим и деловым. Но даже если пройтись по такому строгому офису, все равно у всех на столах стоят фотографии детей, игрушки, что-то, что цепляет эмоционально", - заключает Любко.  

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter