Архив rb.ru

Почему плачут сотрудники Amazon и на что жалуются в других компаниях

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Вокруг крупнейшего американского интернет-ритейлера Amazon развернулся скандал.

Почему плачут сотрудники Amazon и на что жалуются в других компаниях
Присоединиться

Вокруг крупнейшего американского интернет-ритейлера Amazon развернулся скандал. Издание The New York Times, пообщавшись с бывшими и нынешними сотрудниками, написало про "безжалостные" условия труда в компании и постоянные эксперименты над работниками. Глава компании Джефф Безос, прочитав статью, написал, что это не про тот Amazon, который он возглавляет. Мы решили также посмотреть, а хорошо ли живется сотрудникам других крупных компаний и на что жалуются они.

 
Фото: Fotoimedia 


Один из таких экспериментов в Amazon - сервис "Anytime Feedback Tool" ("Обратная связь в любое время"). С его помощью можно тайно хвалить или ругать других сотрудников компании. Эти отзывы попадают прямиком к руководству, которое может использовать информацию при составлении еженедельных или ежемесячных отчетов о производительности людей в штате Amazon. Сотрудники говорят, что сервис часто используется, чтобы навредить другим. Он даже предлагает сотрудникам уже готовые формулировки, например: "Я был обеспокоен его негибкостью и открытыми жалобами на второстепенные задачи".

Одна из сотрудниц рассказывает, как после рождения ребенка договорилась с боссом, что будет приходить в офис к 7 утра, уходить в 16:30, чтобы забрать ребенка, и позже по необходимости возвращаться к ноутбуку. Босс заверил, что все хорошо, но коллеги, которые не видели, как рано она приходит на работу, отправили негативный отзыв. В итоге руководитель сказал сотруднице: "Я не могу стоять здесь и защищать вас, если ваши коллеги говорят, что вы не делаете свою работу". В итоге она уволилась.
 

В свою очередь представитель Amazon Крейг Берман говорит, что инструмент просто стал другим способом облегчить обратную связь, как отправка письма по электронной почте или визит в офис менеджера. По его словам, большинство комментариев положительные. Глава отдела инфраструктурного развития Amazon Ник Сиуботариу (проработал в компании полтора года) в блоге на LinkedIn раскритиковал статью The New York Times (от своего имени, а не от лица компании) и отметил, что сервис анонимных оценок - просто удобный способ оставить отзыв о работе коллеги, но компания никого не обязывает им пользоваться, а сами сотрудники чаще оставляют положительные отзывы. "Он просто есть, если он вам нужен. Я сам получал через этот сервис отзывы - как положительные, так и отрицательные - на своих подчиненных. Сам писал отзывы, преимущественно положительные, на других людей. Некоторые сотрудники вообще не пользуются сервисом, а просто общаются с коллегами напрямую", - пишет Сиуботариу. При этом он отмечает, что он не какой-то там аноним, что он проработал в компании 18 месяцев, что хорошо знаком с ее корпоративной культурой и на все 100% может отвечать за свои слова.
 

Однако многие сотрудники называют этот сервис рекой интриг и махинаций. Кроме того, по их словам, работники попадают в особый рейтинг на основе данных об их продуктивности, и менеджеры должны регулярно увольнять определенное число сотрудников из нижней части списка.
 

"Вы можете работать долго, усердно или с умом, но в Amazon вы не можете выбрать два из трех", - писал глава компании Джефф Безос в письме акционерам еще в 1997 году, когда компания продавала только книги. И до сих пор эти слова служат манифестом. По словам одного из бывших сотрудников компании, Amazon - это место, куда сверхпродуктивные люди приходят, чтобы почувствовать себя никчемными. А еще в компании популярна шутка: "Если речь заходит о балансе рабочего и личного (work/life balance), то работа идет на первом месте, личная жизнь - на втором, а баланс - на последнем".
 

Одним словом, компания пытается "выжать из сотрудников все возможное". Если менеджер отправляет письмо после полуночи, он хочет получить немедленный ответ. Они не потерпят, если во время отпуска у сотрудника плохое качество связи. Кроме того, как пишет The New York Times, если кто-то не может выполнять свои обязанности в Amazon, его увольняют. Не стоит ждать и особого отношения: в статье приводится история женщины, которую отправили в командировку на следующий день после выкидыша. А другая женщина, которая восстанавливалась после лечения рака груди, получила предупреждение о слишком низкой оценке эффективности, которая может привести к увольнению.
 

Один из сотрудников компании сказал The New York Times: "Почти каждого, с кем мне довелось работать здесь, я видел плачущим за своим столом". Кстати, с этим замечанием Ник Сиуботариу тоже не согласен.
 

Не оставил без внимания статью и глава Amazon Джефф Безос. Он разослал всем сотрудникам письмо, которое оказалось в распоряжении GeekWire. В послании отмечено, что статья The New York Times описывает "не тот Amazon, который он возглавляет".
 

"Статья The New York Times содержит анекдотичное описание шокирующих, отвратительных управленческих методов. В том числе включает рассказы людей, которым отказали в сочувствии во время тяжелых семейных трагедий и серьезных проблем со здоровьем. Материал не описывает Amazon, который я знаю, или заботливых сотрудников, с которыми я работаю каждый день. Но если вы знаете о подобных историях, сообщите об этом в отдел кадров. Вы можете также отправить мне лично e-mail. Даже если такие случаи - редкость, наша терпимость к ним должна быть нулевой", - написал Безос, настоятельно рекомендовав всем сотрудникам прочитать статью в газете.
 

Глава компании также высказал надежду, что сотрудникам Amazon тоже незнакома описанная компания и что они получают удовольствие от работы с кучей блестящих товарищей по команде, помогая создавать будущее и смеясь на этом пути.
 

Amazon уже не раз подвергалась критике и вызывала бурную реакцию общественности. Например, в апреле 2014 года компания ввела программу "Pay to Quit": сотрудникам предложили $5 тысяч в обмен на увольнение. В компании тогда пояснили, что хотят таким образом проверить людей на лояльность и помощь им задуматься, а действительно ли они занимаются тем, чем хотят.
 

А в 2013 году в Amazon остались недовольны новой книгой о компании The Everything Store: Jeff Bezos and the Age of Amazon, которую написал автор Bloomberg Businessweek Брэд Стоун. Жена СЕО компании МакКензи Безос (которая, к слову, сама писатель) поставила книге низкую оценку на сайте Amazon и написала на нее разгромную рецензию. Она обвиняла автора в большом количестве фактических неточностей. Также, по ее мнению, в книге события подаются слишком однобоко, и у читателей может сложиться неверное представление о культуре и сотрудниках Amazon. "В наших архивах тысячи благодарностей, адресованных Джеффу", - написала МакКензи и привела некоторые из них. Например, сотрудники благодарят Amazon за "потрясающую поддержку", "фантастическую команду", "восстановление веры в людей". Одна женщина написала благодарственное письмо от имени мужа, который был счастлив работать в одном из распределительных центров Amazon в течение многих лет и который всегда говорил о людях, компании и самом Безосе только хорошее.

Но не только сотрудники Amazon жалуются на нелегкую судьбу - в ряде других компаний тоже находится, к чему придраться. О том, чем в разное время были недовольны работники Facebook, Google, Apple и ряда других корпораций, читайте в нашем фоторепортаже.

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что нужно, чтобы построить бренд как Илон Маск, Ричард Брэнсон и Джефф Безос?
  2. 2 6 уроков Безоса: чему стоит поучиться у Amazon в условиях коронакризиса
  3. 3 За сколько лет разбогатели известные миллиардеры
  4. 4 Инфографика: как Джефф Безос стал самым богатым человеком на Земле
  5. 5 Как справляются со стрессом самые успешные люди