Почему в России нельзя летать за копейки

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Российские авиакомпании жалуются на поправки в Воздушный кодекс, защищающие права пассажиров

Авиапассажир в России - чуть ли не самый защищенный авиапассажир в мире. Только не все пассажиры об этом знают, а авиакомпании не спешат им об этом напоминать.

Согласно ст. 108 Воздушного кодекса в редакции от 1997 года, авиакомпания обязана вернуть пассажиру полную стоимость билета, если клиент уведомил перевозчика об отказе от полета за 24 часа. И даже если клиент решил не лететь, когда до рейса осталось меньше суток, по кодексу перевозчик может оставить себе лишь сумму сборов, не превышающую 25% от стоимости билета. На практике последние почти четыре года дело обстояло часто по-другому.

Авиакомпании, устраивая распродажи, прописывали в договоре с пассажиром особые условия перевозок, применимые к этому дешевому тарифу. Например, могли указать, что стоимость этого билета, купленного в рамках акции, не возвращается. Для мирового авиарынка невозвратный билет - это очень распространенная практика. Однако для России -  это нарушение Воздушного кодекса со стороны авиакомпании. Пассажир, купивший дешевый билет у российской авиакомпании по самому низкому тарифу в рамках распродажи, где во внутреннем договоре оговаривается, что этот билет невозвратный, имеет полное право проигнорировать все то, что написано в этом договоре. Потому что кодекс по своей юридической силе имеет преимущество над договорами.

Но на практике выходит так, что пассажир о существовании такой статьи Воздушного кодекса не знает, и авиакомпании этим долгое время могли пользоваться. Доказать неправоту перевозчика можно только через суд. Но кто пойдет нанимать адвоката и оспаривать неправоту перевозчика? Единицы, знающие закон.

Времена меняются

До сих пор авиакомпании пользовались этой "лазейкой", составляя витиеватые с юридической точки зрения договора с пассажирами, несмотря на существующую статью в Воздушном кодексе. Теперь же ФАС обратила свое внимание на такое несовершенство исполнения законодательства. Авиакомпании заговорили о том, что столь драконовские нормы убивают самое понятие распродажи авиабилетов на российском авиарынке. Часть правды в этом есть, но все не так страшно. Перевозчики как проводили акции, так и будут проводить.

Зато российским перевозчикам удалось пролоббировать поправки, расширяющие их права в Воздушном кодексе. Минтранс пошел авиакомпаниям на уступки: в новом законопроекте у перевозчика появляется больше времени, чтобы перепродать билет, если пассажир от него отказывается. Согласно новым поправкам, пассажир сможет вернуть почти полную стоимость билета при отказе от полета за три дня (72 часа) до времени вылета вместо одного. При этом перевозчик получает право вычесть из стоимости билета "сумму фактически понесенных расходов, связанных с оформлением договора воздушной перевозки пассажира", но не более 5% от стоимости билета. Если пассажир сдает билет менее чем за три дня до вылета, то он теряет еще и сумму сбора, размер которого не может превышать 25% от стоимости билета. Сейчас эти поправки проходят процедуру согласования, однако в том, что они будут приняты, сомнений почему-то нет.

Авиакомпании, безусловно, рады. Шансов продать билет за три дня значительно больше, чем за сутки до вылета. Большинство билетов сейчас распродается за две недели, а в день вылета желающих приобрести билеты крайне мало.

Распродажи будут, но такие привлекательные

Однако даже новые поправки вряд ли приведут к тому, что российские авиакомпании начнут устраивать такие же привлекательные распродажи, как перевозчики в Европе и Америке, когда билеты предлагаются по смешным ценам. Хотя стать более щедрыми они должны.

В Европе и США те, кому неважно время, кому неважен сезон, часто могут летать за копейки. За такие дешевые полеты пассажир платит тем, что не сможет получить деньги обратно, если по каким-то причинам ему не удается вылететь в выбранный день. Это может быть полностью невозвратный билет или изменение даты полета потребует дополнительной доплаты и тому подобное. Авиакомпании в свою очередь получают возможность загрузить не пользующиеся спросом рейсы - из-за низкого сезона или неудобного времени полета.

Российские перевозчики хотят тоже получить право устанавливать невозвратные тарифы. Статья 108 Воздушного кодекса защищает пассажиров, но с другой стороны, устраняет возможность устраивать умопомрачительные распродажи, так как в России нельзя применять невозвратные тарифы.

Поэтому по настоящему дешевых билетов ждать не стоит. Российским авиакомпаниям это просто невыгодно. К примеру, российский перевозчик "выбрасывает" в рамках распродажи дешевые билеты, которые можно купить в течение трех дней. Туристические компании без какого-либо риска скупают все дешевые билеты, чтобы потом перепродать своим клиентам. Затем за 24 часа до вылета они возвращают нераспроданные билеты авиакомпании, требуя вернуть полную их стоимость, оперируя статьей 108 Воздушного кодекса. Перевозчик летит с пустыми креслами и теряет выручку, которую благодаря распродаже хотел сохранить. Зачем ему тогда устраивать эти акции? Непонятно. Обычным пассажирам толку от такой распродажи тоже немного - билеты быстренько раскупают туркомпании, у которых эти же билеты будут стоить дороже. Тупик.

Вывод

Ничего страшного в том, чтобы разрешить авиакомпаниям вводить невозвратные тарифы в рамках распродаж, нет. Более того - пассажирам будет от этого только плюс, в частности, лично автору этих строк. Главное, чтобы цена билета была действительно "сейловой", то есть, как минимум, в два раза дешевле, чем обычный экономный тариф на этом же направлении. Например, во многие города Европы из Москвы можно добраться за 10-12 тыс. рублей. Это нормальный экономичный тариф. Если перевозчик ограничивает возможность вернуть билет, то полет должен обойтись по акции, минимум, в 5 тыс. рублей, а то и дешевле. За 5 тыс. можно рискнуть.

А вот, что касается изменения статьи 108 Воздушного кодекса в пользу авиакомпаний - это зря. Пассажирам и так тяжело тягаться с авиакомпаниями, начиная с возврата потерянного багажа и заканчивая возвратом стоимости билетов.

Комментраии.

Представитель Sky Express Виталий Коренюгин:

По статье 108 Воздушного кодекса от 1997 года в России нельзя применять невозвратные тарифы. При этом, невозвратные тарифы, как показывает мировой опыт, прогрессивная идея. За счет них авиакомпания может предложить пассажиру самый дешевый билет, и со своей стороны заполнить пустующие кресла на рейсах в низкий сезон или летающие в неудобное время.

Статья в нынешней редакции защищает интересы только пассажиров. Новые поправки, если будут приняты, сбалансируют интересы перевозчиков и пассажиров.

Столь жесткие правила лишают авиакомпанию возможности для маневра, и компания теряет прибыль и выручку. За сутки продать билет сложно, за три дня - шансы увеличиваются. Мы каждый день оцениваем потребительские предпочтения пассажиров. Большая часть билетов продается за 2-3 недели до полета и реже за 2-3 дня до вылета. В день вылета или в аэропорту билеты покупают единицы.

Следующим шагом регуляторов должно стать введение понятия невозвратных тарифов и разрешение применения их при продаже билетов по очень низкой цене в рамках акций.

Главный редактор "Авиапорта" Олег Пантелеев:

Права пассажиров защищены статьей 108 Воздушного кодекса. Авиакомпании в договорах на перевозку раньше указывали пункты, которые нарушали положение закона. Однако ФАС начала закручивать гайки, чтобы авиакомпании больше не смогли обходить закон.

Распродажи у авиакомпаний остаются, однако экономия для пассажиров сокращается на величину тех рисков, которые имеет перевозчик. Риск в том, что пассажир может отказаться от полета за 24 часа и ему придется возвращать полную стоимость билета. Новые поправки уменьшают риски перевозчиков. Теперь стоимость билета за вычетом до 5% возвращается только при отказе от полета за три дня (72 часа). Это уменьшает риски авиакомпаний, так как средняя глубина бронирования сейчас составляет две недели. Однако насколько это может повлиять на щедрость перевозчиков при распродажах, сказать сложно.


Комментарии

  • Игорь Андреев 08:19, 25.09.2010
    0
    Советский ту156 был на жидком метана. Цена природного газа это 2,5 руб, а керосина на порядок больше. У нас Россия, а не крошечная страна. Зачем ценами морочат людям голову?
  • Elina Buldakova 05:51, 26.09.2010
    0
    На Западе применяют невозвратные билеты но цены подгоняются таким образом, что вы платите обычный тариф да еще с правом невозврата. Очень удобно для авиаперевозчиков перепродавать один тариф несколько раз.
  • Сергей Камышников 17:12, 26.09.2010
    0
    Инфляция - это закономерный процесс перераспределения капитала от потребителей к капиталисту. Этот процесс может идти только в одну сторону - ИНФЛЯЦИЯ. Дефляция наблюдается как элнемент коррекции на рыночных взлетах, надутых пузырях, переоцененных активах. Дефляция активно используется как ПУГАЛКА для потребителей, для рекламных целей, в аналитике. Но реальна только инфляция, за ней не поспевают стат отчеты и другое. Инфляция - это бег вместе с другими по течению, дефляция - это реальная модернизация развитие, подъем (т.к. это реальный рост конкуренции, насыщение рынка, повышения оборачиваемости капитала, новые рынки сбыта, борьба за клиента, за технологии и сервис). Нация, которая обеспечивает дефляцию, становится ЛИДЕРОМ. Она начинает задавать правила, и опеределяет дефляционную политику для других стран.
  • Сергей Камышников Сергей Камышников 17:13, 26.09.2010
    0
    ... опереляет инфляционную политику...
  • Алексей Молчанов 11:18, 27.09.2010
    0
    Ну, уберут 108 статью. Что, сразу наши Авиакомпании станут снижать цены на билеты? Не смешите. Просто они узаконят свой отказ от выплаты стоимости билета в случае отказа от поездки и все.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase