Архив rb.ru

Почти половина россиян не пользуются финансовыми услугами

Архив rb.ru
Илья

Илья

Одни не могут, другие не умеют, а третьи боятся

Почти половина россиян не пользуются финансовыми услугами
Присоединиться
Более 40% населения России не имеет доступа к финансовым услугам, выявило диагностическое исследование Всемирного банка (ВБ) по защите прав потребителей финансовых услуг. Российские эксперты эти цифры подтверждают, но указывают, что немалая доля россиян не пользуется финансовыми услугами сознательно.

Только 16% российских граждан имеют банковские счета, заявила старший специалист ВБ по частному сектору Сью Ратледж. Специалисты ВБ опросили 1600 респондентов в 40 регионах нашей страны. Еще хуже обстоят дела с частными инвестициями: в России "менее 1% граждан инвестируют куда-либо", говорится в докладе, который цитирует агентство "Прайм-ТАСС".

Эти цифры во многом совпадают с результатами исследований Национального агентства финансовых исследований (НАФИ): по данным этой организации, финансовыми услугами в России не пользуется около 44% граждан. Однако к последним относятся как те люди, которые действительно по разным причинам не имеют доступа к финансовым услугам, так и те, кто сознательно ими не пользуется, отмечает в комментарии RB.ru Диляра Ибрагимова, директор по исследованиям НАФИ.

Что касается количества россиян, имеющих банковские счета, то по данным НАФИ их больше - около 24%, если считать не только срочные вклады (их около 5-6%), но также и зарплатные счета, счета до востребования и т.п.

Не в деньгах несчастье

При этом вовсе не отсутствие средств является главной причиной незначительного доступа россиян к услугам банков и других финансовых институтов, считает Ибрагимова. Свою роль играет и слабое присутствие филиальных сетей последних в малых городах и селах, и недостаточно развитая инфраструктура, в частности, небольшое проникновение интернета.

Правда, доступ к самым популярным видам финансовых услуг - вкладам и кредитам - есть уже практически везде, и повсюду есть желание ими пользоваться, говорит директор по исследованиям НАФИ. Разве что конкуренция в некоторых регионах оставляет желать лучшего. Спрос на эти услуги если и различается в крупных и малых городах, то главным образом по объемам кредитов и вкладов.

Что касается более "продвинутых" инструментов - страхования или частных инвестиций, то здесь главной причиной их малого распространения является скорее отсутствие интереса со стороны населения, а также навыков, умения и информированности, отмечает эксперт: люди зачастую просто не знают, зачем это нужно.

Не знают законов

Всемирный банк отмечает также то, что россияне мало доверяют репутации финансовых организаций, а кроме того, слабо верят в возможность защитить свои права. "Более трех четвертей респондентов сказали, что шансы разрешить возникший финансовый спор 50 на 50, даже хуже, - сказала она. - Потребители хотят защититься, но не знают соответствующих законов". В частности, граждане плохо знают, как действовать в случае нарушения своих прав при пользовании кредитными услугами или участии в пенсионных программах.

Кризис провел ликбез

Более 50% россиян считают, что не обладают навыками адекватной финансовой грамотности, говорится в докладе ВБ. При этом они "действительно не могут дать правильные ответы" на вопросы по финансовой тематике, отмечает специалист Всемирного банка. Но в отличие от респондентов многих других стран, россияне адекватно оценивают себя, отмечается в докладе: за рубежом опрошенные, как правило, завышают свои знания в финансовой сфере.

Между тем, как выявило ранее НАФИ, финансовый кризис положительно влияет на знания и потребительские практики россиян в финансовой сфере. В частности, с октября 2008 года из-за возросшего потока экономической и финансовой информации выросла доля граждан, которые разбираются в банковских брендах и услугах. Повысилась и субъективная оценка россиянами уровня собственной финансовой грамотности, отмечают в НАФИ: если до кризиса лишь 12% россиян могли назвать себя в той или иной мере грамотными в финансовой сфере, то теперь - почти каждый второй (55%). К выбору финансовых услуг люди стали подходить более взвешенно, чем до кризиса: около 32% россиян перед покупкой услуги сравнивают условия различных компаний и банков между собой (ранее так делали всего 5%).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter