Архив rb.ru

Политика "радикальной откровенности": новый тренд в общении между сотрудниками

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Общение в офисах стало чересчур милым, любезным и дружелюбным, даже "приторным"?

Политика "радикальной откровенности": новый тренд в общении между сотрудниками
Присоединиться

Некоторые руководители того же мнения. Поэтому в некоторых компаниях набирает силу новый тренд во взаимодействии между сотрудниками - так называемая "радикальная откровенность", пишет The Wall Street Journal. Чем это полезно и почему повышает эффективность работы?


Фото: Shutterstock

"Культура искренности" (так еще называют этот принцип общения) освобождает сотрудников от попыток постоянно быть милыми и хорошими и мотивирует откровенно говорить о неудовлетворенности от работы, вопросах work-life balance и других вещах, которые нельзя замалчивать. Лидеры делают акцент на откровенность, потому что полагают, что сотрудники из опасения бывают недостаточно честны с ними. Они считают, "синяки на эго" лучше, чем застопорившиеся проекты, неэффективная работа и обиды, которые тлеют неделями и месяцами. По мнению ряда экспертов, чтобы добиться прогресса, нужно перестать быть слишком любезными. Грамотные конфликты благотворны для рабочих отношений - они помогают не "обезличивать" ошибки, не обобщать их, потому что за ошибки нужно нести ответственность.

Есть такое японское слово mokita, в одной из трактовок обозначающее "правда, которую все знают, но никто не отваживается произносить вслух". Представители компаний, принявших идею радикальной откровенности, призывают сотрудников делиться этими истинами между собой и не бояться высказывать их лидеру. В некоторых компаниях (например, в тренинговой Fierce в Сиэтле) легализованы дни "амнистии", когда сотрудники могут поделиться любой неудобной правдой, не опасаясь возмездия.

Впрочем, существуют, конечно, и аргументы против такой откровенности: ряд научных исследований в области психологии показывает, что количество отрицательной обратной связи в офисах лучше бы снизить.

Ким Скотт, бизнес-тренер и бывший руководитель подразделения онлайн-продаж и операций компании Google, пишет книгу о той самой радикальной откровенности, которую она определяет как критику с демонстрацией подлинной заботы. Сама она до сих пор помнит проявление такой радикальной откровенности со стороны Шерил Сэндберг (тогда топ-менеджера Google, а сейчас - операционного директора и члена совета директоров Facebook). Как рассказала Ким Скотт, Сэндберг отвела ее в сторону и деликатно сказала, что ее речь звучала несколько неинтеллигентно из-за большого количества междометий "хм". По словам Ким Скотт, она до сих пор благодарна ей за эту обратную связь.

Чтобы высказать кому-то критическое замечание с минимальным дискомфортом, Скотт рекомендует пригласить этого человека прогуляться. Если сидеть напротив него за столом, то критика, задумывавшаяся как деликатная, примет конфронтационный характер. Еще она рекомендует держать в офисе воду в бутылках: открыть крышку, сделать глоток - "физический" шанс сделать паузу и остудить эмоции. Ким Скотт советует делать критические замечания максимально мягко не только в офисе, но и за его пределами. Для этого можно использовать жесты и тактильный контакт (например, высказывая критику ребенку, обнимать его).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны