Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Политолог о дальнобойщиках на МКАДе: "Нам угрожает что-то более серьезное, вроде гражданской войны"

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Мы узнали у политологов, в чем особенность акции протеста дальнобойщиков, какое развитие может иметь ситуация в дальнейшем и в чем ее опасность для власти.

Политолог о дальнобойщиках на МКАДе: "Нам угрожает что-то более серьезное, вроде гражданской войны"



Фото: Twitter

В четверг, 3 декабря, дальнобойщики не услышали в послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию о "Платоне" (новой системе  дорожного налога) и начали собираться в колонны из фур. В настоящий момент они перекрыли движение по внешней стороне МКАД. Пробка от Алтуфьевского шоссе до Химок около 10 километров, передает "Эхо Москвы". Очевидцы пишут, что в сторону пересечения МКАДа и Ленинградского шоссе движется колонна из 10 военных грузовиков.

По мнению политолога Дмитрия Орешкина, власть впервые сталкивается не с пролетариатом, которому нечего терять, кроме своих цепей, а с налогоплательщиками, у которых есть собственность (с теми, кого Ленин с презрением называл мелкими буржуа). Дальнобойщики прекрасно понимают свой интерес: они профессионалы, они хорошо знают, как все устроено в их сфере, знают, сколько стоит перевозка некоего груза на определенное расстояние, знают, сколько им положено за это денег. "Они - менеджеры, маленькие, но менеджеры. Это радикальный момент, к которому власть не готова. Она привыкла воспринимать народ как подданных - людей, которые получают от государства зарплату, но понятия не имеют, как государство функционирует", - говорит политолог. Дальнобойщик же имеет представление о финансовых процессах в своей (и не только своей) сфере. И вдруг государство собирается обложить его дополнительным налогом. Он недоумевает, почему он должен платить. Он понимает, что государство не построит на эти деньги дороги (на что, по официальной версии, направлен налог) - оно будет на них воевать. "Получается, что нефть и газ, из которых государство добывает для себя деньги, подешевели, и оно хочет оплачивать свои проекты из кармана россиян. А налогоплательщик понимает, что государство не предоставит ему никаких дополнительных услуг, он все по-прежнему делает сам, но при этом он должен платить государству, а теперь - еще и Ротенбергу", - рассуждает Дмитрий Орешкин. Дальнобойщики, говорит он, рассматривают себя как часть договорного процесса и хотят, чтобы государство с ними договаривалось.

Еще, отмечает политолог, в вопросе с дальнобойщиками важны территориальный вопрос и системность. Советская и постсоветская власть знали, как вести себя в случае локальных протестов: либо на место беспорядков вызывается отряд спецслужб, которые применяют силу и сажают организаторов, либо вопрос на какое-то время решается деньгами с помощью лично Владимира Путина. "Организация дальнобойщиков, во-первых, сетевая, во-вторых - территориально распределенная: нельзя приехать в каждую точку и одинаково все решить. Например, дагестанские дальнобойщики - одно, петербургские - другое. Власть не может решать все это из центра - решают местные власти, а они разные. Кто-то начинает запугивать: в Екатеринбурге, к примеру, начали сажать. Кто-то пытается договариваться - на Дальнем Востоке предложили отложить. Эти два новых качества (психология налогоплательщика и сетевая структура) - новые опасности для власти, привыкшей управлять "сверху", - считает эксперт.

По мнению Дмитрия Орешкина, события не будут развиваться по сценарию "цветных революций". Он считает, что в течение ближайших лет (возможно - месяцев) будет последовательно меняться отношение к власти, нарастать системное презрение к ней. "Все накопилось: тут и Чайка, тут и Бастрыкин, тут и Ротенберг. Одновременно большое количество информационных проколов совпало с накопившейся неэффективностью. Вне зависимости от конкретных дальнобойщиков, довольно скоро все это рухнет, потому что Путин стал Брежневым, стал героем анекдотов. Все говорят (правда, все тише) про 90% его рейтинга, но на самом деле этих 90% уже нет - хорошо, если есть 80%. Через полгода может быть еще меньше", - говорит политолог. По его мнению, вслед за дальнобойщиками начнут задумываться и другие - в том числе о непопулярной войне в Сирии, которой власти занимаются вместо актуальных проблем. У каждого, по мнению Дмитрия Орешкина, найдется повод: у одних - отсутствие хороших лекарств, у других - низкие зарплаты, у третьих - рост цен, у четвертых - рост тарифов ЖКХ, у пятых - потеря работы.

"Мы входим в состояние нового отношения между народом и властью. Народ - не послушное управляемое пропагандой стадо, как искренне верят те, кто пытается им управлять. Пропаганда работает только до определенного предела. Мне кажется, мы вошли в тот момент, когда этот предел либо пересечен, либо пересекается. Дальнобойщики - вообще-то патриоты и сторонники Путина, нормальные российские мужики. Они не верят никому из политиков и не хотят заниматься политикой, но их начинает что-то раздражать в этой власти. Они боятся сказать, что их начинает раздражать Путин, но это быстро пройдет, потому что он ничего не делает, говорит то, что нет смысла слушать, потому что за этим ничего не следует. Мы вступаем в полосу перемен. Значит ли это, что будет "цветная революция"? Не думаю. Это значит, что нам угрожает что-то более серьезное, вроде гражданской войны", - считает Дмитрий Орешкин.

Что касается самых ближайших действий власти, то, скорее всего, протест каким-то образом разгонят, но это перейдет в хронический вялотекущий кризис - возможно, с локальной или системной забастовкой.

Другая точка зрения: акция дальнобойщиков - обычный "профессиональный" протест

Евгений Минченко из Международного института политической экспертизы не видит в этом протесте черт "цветной революции" или чего-то более серьезного. Первая причина произошедшего - головотяпство чиновников, которые плохо проработали систему. Кроме того, он не исключает наличия элемента внутриэлитной борьбы, потому что в последнее время Ротенберги очень серьезно усилились, но не всех это устраивает. Когда возникла эта история, начали пытаться подключиться различные политические силы, но намеков на "цветную революцию" Евгений Минченко точно не видит: "Подобного рода протестные акции регулярно происходят за рубежом. Если  говорить о ближайших действиях сторон, то надо понимать, что ни дальнобойщики, ни власти не едины. Этими вопросами, с одной стороны, должны заниматься профильный министр и профильный вице-премьер. С другой стороны, если речь идет о каких-то противоправных действиях, то должны уже включаться правоохранительные органы. Где-то над минимизацией этих кризисов работали губернаторы. Пока их будут пытаться разделить на какие-то группы, договориться, что-то предложить".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter