Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Политолог о новых санкциях: европейцы сохранили лицо

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Вчера российские власти пригрозили запретом импорта авто и одежды, если Запад продолжит вводить санкции, вечером стало известно, что ЕС действительно расширил санкционный список. Ждать ли обещанной реакции России, отвечает директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин.

Политолог о новых санкциях: европейцы сохранили лицо

Вчера российские власти пригрозили запретом импорта авто и одежды, если Запад продолжит вводить санкции, вечером стало известно, что ЕС действительно расширил санкционный список. Ждать ли обещанной реакции России, отвечает директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин.




Фото: РИА Новости


Вчера в кулуарах Самарского экономического форума помощник президента Андрей Белоусов заявил, что в случае ввода новых западных санкций Россия подготовила ответные меры – может быть запрещен импорт автомобилей (прежде всего подержанных) и отдельных товаров легкой промышленности, в том числе некоторых видов одежды, сообщает РИА Новости. Впрочем, чиновник оговорился, что если "здравый смысл возобладает", ответные меры могут и не понадобиться.  Однако вечером ЕС расширил перечень компаний, в отношении которых вводится запрет на финансирование на срок свыше 30 дней  ("Транснефти", "Роснефти", "Газпром нефти"). Павел Салин  объяснил RB.ru, можно ли считать это "последним китайским предупреждением".

 

 

- Речь шла  именно об этих санкциях или будут еще новые шаги, которых так боятся российские власти?


- Эти санкции, о которых стало известно вчера вечером, носят технический характер, и российские власти резко реагировать на них не будут, потому что ничего принципиально нового не произошло. Когда 31 июля Европа ввела санкции, это был новый прорывной шаг, потому что до этого санкции носили персональный характер, а 31 июля были введены секторальные. Именно поэтому последовала такая резкая реакция российских властей в виде ограничения импорта продовольствия. Те санкции, которые были введены 31 июля,  в средне- и долгосрочной перспективе могут сильно ударить по российской экономике. Сейчас речь не идет о принципиально новом шаге, речь идет лишь о небольшом расширении списка.

 

Если введут запрет на покупку европейскими финансовыми институтами долговых обязательств российских банков более чем на 30 дней,  это практически никакой роли не играет, т.к. сейчас действует запрет на 90 дней. Еще в конце июля российские банки лишили возможности перекредитовываться на европейских рынках. Это стало действительно серьезным ударом, поэтому российские банки стали выходить на восточные финансовые рынки. А сейчас никакой существенной разницы не будет – ну снизят с 90 до 30 дней. Европейский кредитный рынок был потерян еще в июле.

 

Я думаю, что эти заявления со стороны России носили характер перестраховки. И в конце июля Россия была уверена в том, что Европа не пойдет на серьезные шаги, а Европа пошла. Тогда были приняты серьезные ответные меры. Тем не менее, с помощью лоббирования своих интересов России удалось вывести из-под действия санкций некоторые направления, которые изначально планировались. Допустим, на сотрудничество в области космоса.  Там, где может быть ощутимый удар со стороны Запада, перестраховались, а там, где нет никаких критических моментов, эти санкции введены, чтобы европейцы сохранили лицо, потому что им надо было как-то ответить на контрнаступление ополчения, которое было во второй половине августа, т.к. украинские власти их и так обвиняют в том, что они ничего не делают.

 

- Если будут введены те санкции, о которых говорит Россия, - на импорт автомобилей и одежды – насколько  это серьезная угроза или это тоже больше взятие на испуг?


- Сейчас озвучены общие меры, вопрос в том, будут ли они введены на импорт автомобилей  или вообще всей продукции с использованием западных комплектующих. В нулевые годы производство импортных автомобилей было размещено на территории России, другое дело, что степень локализации невысока, в основном их собирают из импортных запчастей. Если будет по жесткому варианту, я не уверен, что российские власти на это пойдут. Так, продовольственные санкции ударили по среднему классу (мы сейчас наблюдаем рост цен на всю продукцию, а не только на ту, против которой ввели санкции), если средний класс лишат возможности покупать импортные автомобили, то будет очень серьезное недовольство.

 

- Почему, например, условно говоря, нельзя пригрозить отключением газа?


- Это равнозначно тому, как мы с НАТО ссоримся, и Россия заявляет, что она в превентивном порядке может применить ядерное оружие – то же самое с газом. Для России может быть слишком сильный экономический ущерб. Не только с точки зрения  денежных средств, но и с точки зрения репутации надежного поставщика. Это сразу поставит российские власти за грань - они станут изгоями в мировых элитах. Российским властям это не нужно. Если какое-то отключение газа и будет, то по вине украинской стороны – как это было  в 2008-2009 гг., завуалированное. Когда Европа говорила Москве ваша вина, а Москва говорила, что это вина Киева. Москва сейчас не может сама заявить, что отключает газ - это абсолютно неприемлемо.

 

Сколько потеряют европейские рынки из-за продуктового эмбарго, введенного РФ, смотрите в ФОТОРЕПОРТАЖЕ

 

Галерея

Галерея

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как санкции повлияют на российский рекламный бизнес: где искать пространство для новых возможностей
  2. 2 Чем грозит заморозка зарубежных активов Центробанка для бизнеса