Архив rb.ru

Политолог о предстоящем саммите G20: что у Обамы на уме, то у Эбботта на языке

Архив rb.ru
Полина

Полина

За день до начала саммита G20 в австралийском Брисбене в российских и иностранных СМИ все чаще звучат прогнозы о том, как будут проходить переговоры и как встретят Путина иностранные партнеры.

Политолог о предстоящем саммите G20: что у Обамы на уме, то у Эбботта на языке
Присоединиться
Reuters предрекает "схватку" Путина с западными лидерами, которые то и дело сравнивают его то с царем, то со Сталиным, то вовсе с Гитлером. Особенно резко критикует Россию австралийский премьер Тони Эбботт. Каким будет саммит, спрогнозировал директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин.


Фото: РИА Новости

- Изначально на саммите G20 планировалось обсуждать рост мировой экономики, безработицу, глобальную банковскую систему, налоги, международную безопасность. Каковы ваши прогнозы по темам переговоров? Не выйдет ли снова на первый план тема Украины?

- Украина станет главной неофициальной темой повестки дня, так или иначе. Не обязательно разговоры об Украине будут звучать напрямую, однако в кулуарах это будет происходить, или же об украинском кризисе будут упоминать в ходе обсуждения основных заявленных тем. G20 - это как раз та площадка, где происходят переговоры развитых и развивающихся стран. И как раз развивающиеся страны все больше недовольны тем старым миропорядком, который установился по итогам окончания холодной войны.

Ситуация вокруг Украины заключается в том, что это не только конфликт вокруг распределения сфер влияния в Восточной Европе. Это еще из ряда вон выходящий случай, когда Крым присоединили к России без консультаций с США. Это первое подобное решение за последние 20 с лишним лет, когда Запад просто поставили перед фактом. Именно поэтому в отношении России введены жесткие санкции, и лидеры стран поочередно обещают их ужесточить, особенно обостряется звучание этой истории перед подобными встречами. Но самая главная интрига саммита - в каком формате, как долго и о чем будут общаться лидеры стран-участников встречи.

- Западные СМИ, такие как, например, Reuters, пророчат, что встреча будет ареной противостояния Владимира Путина и всего мира. Так и будет, или у вас другие предположения?

- Нет, конечно. Так не будет - все пройдет дипломатично и без лишних эмоций. Западные СМИ пишут в таком ключе только потому, что сейчас даже весьма уважаемые авторитетные и отчасти независимые СМИ проводят одну смысловую линию: Россию наказали и изолировали от всего мира, точнее, от всего западного мира. Эта базовая установка, которая дается теми, кто СМИ контролирует. Я думаю, что ситуация на саммите будет более сложная и глубокая, и задача Путина и России - как раз продемонстрировать, что никакой изоляции не существует, но есть различные позиции западных стран по отношению к России. При этом пусть даже эти позиции частично не совпадают, в западных СМИ все это будет подаваться и ретранслироваться на одной волне.

- Премьер-министр Австралии Тони Эбботт очень резок в формулировках относительно России. Складывается впечатление, что его западные коллеги обладают большей степенью политкорректности. К примеру, накануне он посоветовал России не пытаться возрождать былую славу царизма и СССР, а постараться сохранить "хоть какое-то" положение в мире.  Перед саммитом АТЭС в Китае Эбботт предложил Путину извиниться за катастрофу с Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines и выплатить компенсации. Зачем ему такая риторика?

- Здесь звучит просто элемент игры. Запад не монолитен. Там есть континентальная Европа, которая пытается вести собственную игру, хотя Штаты постоянно принуждают ее прогибаться под них. Есть "англо-саксонское" ядро, куда входит не только США как лидер, но и Великобритания (которая после колониальных времен в сложных внутренних взаимоотношениях с США, но по всем внешним вопросам выступает единым блоком), Канада, Австралия, Новая Зеландия. И в этом "англо-саксонском" блоке у каждого свои роли. То, что не может себе позволить Барак Обама в официальных разговорах как лидер сверхдержавы, но может сказать в частных беседах, может себе позволить австралийский премьер, у которого имидж простого ковбоя. То есть, что у Обамы на уме, то у австралийского премьера на языке. Это не его личные стиль и манера, это просто та роль, которая дается любому австралийскому политику в игре "англо-саксонского" ядра.

- Кто нас однозначно будет поддерживать на этом саммите?

- Ситуация складывается таким образом, что позиция всех развивающихся стран звучит примерно как "Мы все мысленно вместе". То есть молчаливо они Россию поддерживают, но публично никто поддержку России особо не высказывает. Кто-то боится, что это добавит России политических очков, кто-то не хочет входить в прямую конфронтацию с США, поэтому я думаю, что молчаливая поддержка большинства членов саммита обеспечена, а вот будет ли это выражаться вербально -неизвестно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter