Архив rb.ru

Польский эксперт признал причиной катастрофы ошибку экипажа Ту-154

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Пилоты самолета президента Польши Леха Качиньского пошли на неоправданный риск и погибли

Польский эксперт признал причиной катастрофы ошибку экипажа Ту-154
Присоединиться
Польский авиаэксперт Эдмунд Клиха, аккредитованный при российском Межгосударственном авиационном комитете (МАК), заявил, что причиной крушения самолета Леха Качиньского, стала ошибка экипажа.  Несмотря на то, что официальное расследование еще не закончено, эксперт не боится делать однозначных выводов, которые основаны на прослушивании стенограммы переговоров в кабине пилотов.

Прослушав записи "черных ящиков" и стенограммы переговоров в кабине пилотов лайнера Ту-154, который разбился 10 апреля в аэропорту под Смоленском, глава госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих вынес вердикт о причинах трагедии. По его словам, виноваты пилоты самолета, которые допустили ряд ошибок, приведших к катастрофе и гибели 96 человек, находившихся на борту.

"Пилоты проигнорировали все предупреждения об опасности, которые показывала автоматика самолета, и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что их так подготовили", - заявил Клиха польской газете "Речь Посполита".

Клих не боится возлагать всю ответственность за трагедию на экипаж самолета, несмотря на то, что расследование еще не окончено. "У меня седые волосы, я иду на риск и отвечаю за это. Я считаю, что общество должно быть в курсе происходящего", - заявил газете Клих.

Авиационный эксперт рассказал, что польские пилоты осознанно пошли на огромный риск, в условиях плохой видимости сажая самолет, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, а также десятки польских военных и общественных деятелей.

На аэродроме "Северный" под Смоленском нет радионавигационной системы захода на посадку по приборам (Instrument Landing System). Поэтому в условиях плохой видимости пилоты не должны были сажать самолет. Даже когда лайнер находился на высоте 100 метров над землей, из-за плохой погоды им не было видно взлетно-посадочной полосы. Это должно было стать сигналом для экипажа, чтобы отказаться от посадки. Однако, как рассказал Клих, основываясь на записях стенограмм переговоров и "черных ящиков", пилоты продолжили снижаться, проигнорировав предупреждение диспетчеров. На записях "черных ящиков" можно услышать дальнейшие команды о снижении: "90 метров", "80 метров". При этом приборы самолета показывали все четко и не обманывали экипаж, заявил Клих. То есть пилоты знали, на какой высоте находятся, добавил Клих, опровергнув появлявшуюся ранее информацию о якобы неисправности приборов лайнера. "Однако они не реагировали на сигналы о том, что находятся слишком низко. Даже на предупреждение "перед вами земля", - добавил эксперт.

Трагедия унесла жизни 96 человек

Польский правительственный Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. На борту находились 96 человек, из них 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Выжить никто не смог. Среди погибших были президент Польши, его супруга и часть руководства страны. Польская делегация направлялись из Варшавы в Катынь, чтобы почтить память польских офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД в 1940 году в Катыньском лесу.

Неоправданный риск

По словам Клиха, среди польских военных летчиков широко распространено игнорирование процедур управления самолетом и неоправданный риск.  Другой польский авиаэксперт Томаш Хипки соглашается с Клихом и напоминает, что это уже не первая подобная авиакатастрофа. Точно такие же ошибки допустил экипаж военных летчиков 23 января 2008 года, когда произошло крушение самолета CASA при подлете к авиабазе недалеко от города Мирославец. Тогда также погибли все 20 человек, находившиеся на борту - 4 члена экипажа и 16 высокопоставленных офицеров польских ВВС. "Самое ужасное, что из предыдущих трагедий не были сделаны соответствующие выводы", - заявил газете эксперт. По его мнению, вина в этой катастрофе лежит не только на пилотах, но и на всей системе подготовки военных пилотов в Польше.  

Ранее стало известно, что в кабине пилотов президентского Ту-154 во время посадки кроме экипажа находился главком ВВС Польши Анджей Блазик. Клих не исключает, что он оказывал давление на летчиков, хотя доказать это не получается. "Но очевидно, что сложно было не испытывать давления в его присутствии", - подчеркнул эксперт.

Между тем, польские чиновники ставят под сомнение выводы Клиха. Так, по мнению главы МВД Польши Ежи Миллера, глава госкомиссии всего лишь хочет славы и таким образом пытается привлечь к себе внимание СМИ. Депутат Сейма Ярослав Зелински также считает, что выносить вердикт пока рано. "Анализ причин катастрофы продолжается, а господин Клих заявил, что виноваты летчики, хотя все очень запутанно, - говорит Ярослав Зелински. - Почему, несмотря на туман, аэропорт не был закрыт, что исключило бы ошибку экипажа? Почему говорят о давлении генерала Блазик, который находился в кабине пилотов, на принятие решения экипажем? Может быть, были какие-то проблемы, и он хотел что-то посоветовать?"

Версии случившегося

Ранее из предварительного доклада МАК стало сразу ясно, что взрыва, пожара или террористической атаки на борту Ту-154 не было. Тем временем, в польских СМИ зазвучали версии катастрофы Ту-154, возлагавшие вину за случившееся на российские власти. Так, виновными назывались российские диспетчеры аэропорта Северный под Смоленском, которые якобы не вовремя или неверно проинформировали членов польского экипажа об опасной ситуации. Некоторые винили устаревший аэропорт Северный, на который якобы вообще опасно сажать самолеты.

Два дня назад группа российских диссидентов и критиков Кремля опубликовала все в той же газете "Речь Посполита" письмо, в котором призывали польское руководство не доверять России единоличное расследование обстоятельств катастрофы под Смоленском. По их словам, если Польша так сделает, то это будет означать одно: ей важней наладить отношения с Москвой, нежели узнать правду о трагедии.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter