Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Потребление виски может стать барометром мировой экономики

Архив rb.ru
Николай

Николай

Если верить экспортерам виски, то в мировой экономике все неплохо, а вот у США дела не очень

Потребление виски может стать барометром мировой экономики
Оценивать состояние мировой экономики можно не только по ценам на энергоносители. Удачным до определенной степени барометром может быть и экспорт виски. Этот продукт, с одной стороны, распространен почти по всему миру, а с другой - является товаром так называемой "доступной роскоши", от которого отказываются или наоборот увеличивают потребление в зависимости от изменения личных доходов. То есть при прочих равных очевидно, что потребление виски отражает экономическое положение в мире.

Такое мнение разделяют многие экономисты, особенно, в странах, которые являются экспортерами виски. В то, что объемы продаж виски представляют собой вполне точный, пусть и не совсем обычный барометр для оценки экономический перспектив и степени уверенности людей в сегодняшнем и завтрашнем днях, верит и Пол Хьюз, директор Международного центра пивоварения и вонокурения британского Университета Хериотта Ватта.

"Я склонен полагать, что между этими двумя показателями существует корреляция", - говорит Хьюз. По его словам, виски - это подлинно глобальный продукт, который продается больше чем в 200 странах. Хотя это не биржевой товар, цену которого в реальном времени отслеживают постоянно, он вполне может выступить индикатором общих тенденций покупательского поведения.

Виски на подъеме

Ретроспективный анализ показывает, что мировой уровень продаж виски в общих чертах следовал за кривой мировой экономики. За последние 30 лет объем продаж этого напитка снижался всего три раза: в 1983, в 1998 и в 2004 гг. Последнее время продажи бурно растут. В 2007 г. увеличился как объем экспорта, так и прибыли от продаж. В 2007-м было экспортировано более 1,13 млрд бутылок шотландского виски, на 8% больше, чем годом раньше, а в стоимостном выражении продажи выросли на 15%.

Что касается географии продаж, то она тоже обнадеживает. Из десяти рынков, лидирующих по объемам, только на двух был замечен спад, а рынки Испании, Греции, Германии и ЮАР продемонстрировали небывалый рост. Активно увеличивают мировое потребление и такие страны, в которых традиции виски относительно молоды, зато уровень потребления растет: Китай и Россия.

Однако вот у лидера проблемы. В США, на которые приходится самая большая в мире доля потребления скотча, продажи упали на 5%. Это говорит о весьма неприятных тенденциях. Достаточно сказать, что в конце 1990-х гг. финансовый кризис в Азии привел к обвалу рынка виски в таких странах, как Южная Корея и Тайвань. На восстановление рынка ушло пять лет.

Впрочем, эксперты полагают, что в США ситуация будет не столь драматична. "Послествия будут ограничены, - говорит Пол Хьюз. - Стоимость бутылки виски в США по отношению к средним располагаемым доходам, гораздо ниже, чем в Азии". Правда, из этого можно сделать другой вывод - если в США даже более доступный виски все равно стали пить меньше, значит дела там и правда плохи.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter