Потребрынок: знаменательные события, которые нас ждут в 2009 году

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

В 2009 году на потребительском рынке произойдет сразу несколько долгожданных событий

В 2009 году в жизнь воплотятся потребительские ожидания. Наконец заработает ГЛОНАСС, о котором нам так долго рассказывали чиновники. Наконец в метро появится 3G, а на поверхности - ее главный конкурент - мобильный WiMax. Дискаунтеры, в которых все по 35 рублей, станут доступнее, в Москве откроется первый магазин H&M. И даже нетбуки подешевеют - до $200. Но обо всем по порядку.

Вслед за Кони перейдем на ГЛОНАСС

В 2009 г. все-таки должна заработать российская система спутникового позиционирования ГЛОНАСС. В октябре подключенный к системе ошейник получила собака Владимира Путина - лабрадор Кони. А в следующем году похожие устройства чиновники намерены установить и во всем российском пассажирском транспорте. Одновременно начнут активно пользоваться системой и частники: осенью Роскосмос договорился с "АвтоВАЗом" об обязательной комплектации ГЛОНАСС-приемниками "Жигулей". Что едва ли сильно обрадует покупателей, ведь именно им придется расплачиваться за эту пока не самую полезную опцию. ГЛОНАСС в отличие от GPS работает не круглосуточно и не на всей территории России, а точность определения координат уступает американскому аналогу.

Действие ГЛОНАСС проверяют на Кони


В московском метро появится 3G

Несмотря на то, что лицензии на 3G операторы "большой тройки" - МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" - получили больше года назад, ни одному из них так и не удалось развернуть сети 3G в Москве. Виной тому - уже пользующиеся частотам 2,1 ГГц военные, с которыми никак не удается договориться. Но похоже, дело начало сдвигаться с мертвой точки. В ноябре стало известно, что Минобороны и МТС приступили к тестированию 3G в метро и в зданиях. Ожидается, что испытания закончатся в декабре, и если все будет нормально, то уже в начале 2009 г. оператор получит частоты. Первое время 3G будет доступно только под землей и в помещениях. И лишь к концу июля 2009 г. МТС намерено завершить тесты на совместимость с сетями военных на улицах. Пока же сети 3G работают только за пределами МКАДа. К ноябрю 2008 г. операторы "большой тройки" ввели в коммерческую эксплуатацию сети 3G в 17 регионах. "Мегафон", первым запустивший сеть третьего поколения в Петербурге в октябре 2007 г., предоставляет услуги 3G в 10 регионах, МТС - в шести городах, еще в двух проходит тестовая эксплуатация; "Вымпелком" - в восьми регионах.

Интернет заработает на скорости в 120 км/ч

В марте следующего года в Москве и Санкт-Петербурге будет запущен в коммерческую эксплуатацию мобильный вариант WiMax. Эта технология, представленная помимо России только в трех странах: США, Корее и Японии, претендует на звание более дешевой и быстрой альтернативы третьего поколения (3G) сотовой связи. Пока оператор "Скартел" (бренд Yota) в тестовом режиме обслуживает 3000 абонентов двух столиц. Однако уже через три года акционеры Yota, среди которых госкорпорация "Ростехнологии", рассчитывают выйти на операционную прибыль. Впрочем, скептики уже сейчас сомневаются в том, что новый стандарт связи обретет массовую популярность. Даже несмотря на кучу достоинств: на высокую скоростью доступа, возможность работы в сети даже при передвижении внутри зоны покрытия со скоростью в 120 км/ч, огромные бесплатные каталоги музыки и видео. Среди основных причин, по которым сеть может оказаться мало востребованной, называются высокая стоимость оборудования (около 30 тыс. рублей за телефон).

Disney предложит бесплатный канал

Всемирно известная компания Walt Disney планирует в начале 2009 года запустить семейный телеканал в России. Если сделку одобрит антимонопольная служба, то Россия станет одной из первых стран, в которой Walt Disney опробует новую для себя схему вещания. Обычно компания поставляет контент в рамках платного пакета спутникового или кабельного вещания. И лишь недавно Disney запустила бесплатный канал в Испании. Теперь же аналогичный канал может появиться и в России. Вещание нового развлекательного канала планируется начать на 30 региональных телестанциях, принадлежащих холдингу Media One.

Дискаунтеры спешат на помощь

Как свидетельствуют опросы, еще осенью россияне затянули пояса и начали экономить. В продовольственном ритейле прекрасную возможность сделать это предоставляют два формата - дискаунтеры и гипермаркеты. Пока магазинов этих двух типов явно меньше, чем должно быть на такую большую страну, как Россия. Следующий год дает отличную возможность "экономным" ритейлерам оседлать волну, и они, похоже, не намерены упускать эту возможность.

В 2009 г. многие москвичи и жители регионов могут обнаружить рядом со своим домом дискаунтер Fix Price, в котором все товары продаются по 35 руб. С магазинами этого формата хорошо знакомы в США, где работают сети 99 Cent Only Store и Dollar Tree Stores. Однако для россиян такая торговля пока в новинку. Впрочем, они быстро к ней привыкают. Хотя бывший акционер продуктовых дискаунтеров "Копейка" Сергей Ломакин начал активно развивать сеть только в 2008 г., в нее уже входят до 69 магазинов, в основном в московском регионе. Еще 200-250 магазинов компания намерена открыть в 2009 г. Строить наполеоновские планы сети позволяют хорошие финансовые показатели - выручка в декабре, по приблизительным оценкам, выросла на 50% по сравнению с ноябрем.

Масштабная экспансия в планах на следующий год и у других дискаунтерных сетей. Крупнейший российский ритейлер X5 направляет на открытие новых магазинов в 2009 г. $345 млн, из которых львиная часть пойдет на новые "Пятерочки". "Дикси" оценивает свои капвложения на 2009 г. как минимум в $150 млн. На 350-400 магазинов должна увеличиться сеть "Магнита".

Будут в следующем году открываться и гипермаркеты, правда не так интенсивно, как дискаунтеры. Тот же "Магнит" откроет лишь 10-15 гиперов вместо 17, как планировал ранее. Прохладное отношение к востребованному в кризис формату объясняется просто: гипермаркеты требуют больше инвестиций, а окупаются не ранее чем через три года. В то же время небольшие магазины, к тому же на арендованных площадях, возвращают все затраты всего за 2-3 месяца.

К нам приходит H&M

В 2009 г. в Москве наконец должна появиться шведская Hennes&Mauritz (H&M), один из крупнейших в мире одежных ритейлеров. Первоначально ожидалось, что флагманская торговая точка сети появится в торговом центре "Охотный ряд", однако осенью выяснилось, что H&M передумала. Первый магазин сети должен открыться в феврале в торговом центре "Метрополис" на Ленинградском шоссе.

Закроются 20 топовых московских ресторанов

В следующем году плохие новости ждут тех, кто посещает дорогие рестораны. Именно по сегменту файн-дайнинг, как считают участники рынка, кризис ударит сильней всего. Выручка таких заведений может сократиться вполовину, при этом из 20 топовых московских ресторанов треть и вовсе закроется.

Нетбуки подешевеют до $200

Еще более доступными потребителям в новом году станут нетбуки - небольшие, весом около 1 кг, с экраном с диагональю менее 12 дюймов маломощные ноутбуки. Один из лидеров рынка - тайваньский производитель Asus - уже заявил, что намерен в 2009 г. продавать недорогие нетбуки Asus Eee PC за $200 вместо нынешних $300. Ответных шагов стоит ожидать от других производителей нетбуков, считают эксперты.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase