Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правила эффективного мозгового штурма

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Как получить лучшие креативные идеи?

Правила эффективного мозгового штурма
Формула мозгового штурма проста и известна всем: собрать в одном месте много людей, чтобы они высказали как можно больше разнообразных идей, и, по возможности, воздержаться от критики. Но увы, формула далеко не всегда работает идеально. Эксперты портала Business Insider разработали свою систему генерирования идей на основе известных книг о креативности. Она оказалась прямо противоположной традиционной формуле.

Не стоит работать в группе. Разнообразные исследования неизменно показывают, что если люди, которые предварительно поработали индивидуально и уже сгенерировали некоторые идеи, встретятся, то вместе они придумают гораздо больше. Известный автор Джона Лерер, специализирующийся на психологии и нейронауках, пишет в своей книге Imagine: How Creativity Works, что такой мозговой штурм на самом деле не является эффективным. Он приводит данные работ Кита Сойера, психолога Вашингтонского университета. Он изучил ряд научных работ и пришел к выводу: более эффективным будет дать участникам группы время, чтобы поработать индивидуально, и потом собрать их идеи, а не собирать группу и заставлять генерировать предложения.


Источник: http://blogs-images.forbes.com/

Первый эксперимент, который подтвердил это, был проведен в Йельском университете еще в 1958 году. 48 студентов разделили на 12 групп и предложили им несколько творческих головоломок. В ходе эксперимента студенты собирали головоломки не только в группах, но и индивидуально, чтобы можно было сравнить результаты. И они оказались довольно интересными в плане несостоятельности мозговых штурмов: студенты, работавшие индивидуально, придумали вдвое больше вариантов решения. Кроме того, их решения оценили как более эффективные и жизнеспособные. Следовательно, мозговые штурмы могут подавить творческий потенциал.

Также ученые отметили, что творческие способности группы обратно пропорциональны количеству ее участников. Сьюзен Кейн в книге "Интроверты. Как использовать особенности своего характера" описывает еще один эксперимент.


Источник: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/

Ученые сравнили эффективность работы мужчин над идеями индивидуально и в группе. Во-первых, работая по одному, они сгенерировали гораздо больше идей. Во-вторых, качество этих идей было значительно выше. Годы исследований подтвердили это, а также добавили еще один вывод: чем больше группа, тем ниже ее креативная эффективность. По мнению английского психолога Адама Фурнхама, если компания нацелена на творчество и в ней есть талантливые сотрудники, то нужно всячески поощрять их работать индивидуально.

Не нужно гнаться за количеством идей. Не надо записывать все идеи, вплоть до самых безумных. Необходимо сфокусировать усилия на творчестве: возможно, идей будет меньше, но качество их будет выше. Кит Сойер в книге Group Genius: The Creative Power of Collaboration рассказал о том, как ученые искали новые принципы генерирования идей. В частности, они дали группе испытуемых задание предложить идеи, соответствующие двум критериям.


Источник: http://cca.web.cs.illinois.edu

Первое: идеи должны быть уникальными - иметь как можно меньше точек соприкосновения с чем-то давно известным. Второе: идеи должны быть ценны и применимы - в социальной сфере, в искусстве, в экономике и т. д. Эти правила отличаются от правил мозгового штурма, когда люди, можно сказать, озвучивают все, что приходит в голову. В результате те, кто работал в соответствии с двумя критериями, сгенерировали меньше идей, но они были куда лучше, чем у тех, кто работал по принципам брейнсторминга. Быть творческим и пускать фантазию в полет - прекрасно. Но здравая оценка тоже нужна. Ряд исследований также подтвердил, что творческий потенциал повышается, если работать, опираясь на некие критерии, а не имея полную свободу действий.

Критиковать обязательно! Нельзя принимать все идеи без разбора: дискуссии, обсуждения и попытки защитить идеи только способствуют творческой атмосфере. В книге Лерера Imagine: How Creativity Works говорится о том, что люди, активно обсуждавшие идеи в процессе их генерирования, работали гораздо более творчески. Если говорить о количественных показателях, то у них оказалось на 25% больше идей, чем у тех, кто избегал дискуссий. Ученые сделали вывод, что важное правило мозговых штурмов "Не критикуй" - несостоятельно. Дискуссии и критика не "замораживают" идеи, а наоборот - стимулируют их.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Ностальгия: почему мы платим за это
  3. 3 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  4. 4 Как сделать деловое мероприятие доступным для людей с ОВЗ и другими потребностями
  5. 5 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С