Архив rb.ru

Правильная бизнес-стратегия от группы U2

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор RB.ru

Юлия Судакова

Студентам MBA дают советы на примере Боно

Правильная бизнес-стратегия от группы U2
Для кого-то ирландская U2 -  легендарные рокеры, для кого-то - борцы за справедливость, ну, а для Нэнси Ф. Коэн - повод для бизнес-исследования. В соавторстве с двумя коллегами ученая дама изучила историю группы с точки зрения бизнес-стратегии.

В исследовании, на которое ссылается издание Working Knowledge, учтено все - командная работа, управление, креативная составляющая, создание бренда и стратегия развития. Согласитесь, с 80-х годов группа набирала обороты, обретя за последние 30 лет немалый жизненный опыт! Исследовательницы учли все необходимые для рок-групп компоненты: музыку, славу, личную жизнь и даже религию. Объективности ради девушка не забыла и о роли фронтмена U2 Боно в общественной жизни - тот давно прослыл защитником стран третьего мира.


Фрэнсис Коэн

Сама же Фрэнсис - представительница Гарвардской бизнес-школы. Училась она на примерах Билла Гейтса, Уоррена Баффета и Опры Уинфри. «Вообще-то это стало для меня откровением - я не слушала U2 десять лет, а тут вдруг поняла, что никто никогда не смотрел на группу с точки зрения бизнеса!», призналась Коэн. По мнению исследовательницы, творчество группы отражает все наиболее значимые события последнего времени: негативную реакцию на Уолл-стрит, политическую обстановку на Ближнем востоке и даже духовный голод подрастающей молодежи.

Для руководителей, которые пытаются создать компанию, отражающую их личные ценности, U2 тоже сгодится за отличный образец. «Любой директор, думающий, прежде всего, о том, как бы поднять цены на акции его компании, живет в прошлом. Когда-то все играли в угадайку - какой вид капитализма возьмет верх? Но правила этой игры изменились очень быстро», - уверена Фрэнсис.

Современность и долгосрочность

Любому студенту MBA не помешало бы поучиться у ирландцев деловой хватке. В то время как большинство исполнителей пишут краткосрочные хиты, U2 вместе с их бренд-менеджером Полом МакГинессом искали долгоиграющие темы - и успешно их находили. Важно также и то, что музыканты вовремя поняли: независимость творчества играет в шоу-бизнесе огромную роль. Вот почему они договорились со  звукозаписывающей Island Records о возврате прав на собственные песни, а потом и вовсе выкупили 10% компании. Кроме того, музыканты лично следили за результатами гастрольных туров, записей альбомов, общением с аудиторией и даже собственным стилем. Одним из опорных пунктов стратегии U2 стало безоговорочное понимание всех технологических процессов - немногие их коллеги, кстати, способны по достоинству оценить это умение. Тем временем, навык оказал солидную поддержку в деле продвижения группы и завоевания рынка. Так, например, еще в 1981 году музыканты выпустили клип на песню Gloria - тогда клипов было еще не очень много, поэтому Gloria крутилась по MTV сутки напролет. А спустя двадцать лет, в 2004 году, Боно начал сотрудничество с iTunes от Apple - он предоставил разработчику компьютеров песню и клип Vertigo.



Имейте козыри 

Раздавая своим студентам уроки тактики от Боно, Фрэнсис Коэн обычно советует четыре вещи. Вот первая из них. Имейте разумный подход к использованию своих исходных данных (авторитета, людей и ресурсов). Боно стал интересоваться Африкой еще в середине 80-х, когда вместе с женой отправился в Эфиопию - на станцию помощи голодающим. Он использовал свой растущий статус знаменитости для налаживания контактов с Юнис Кеннеди Шрайвер (организатор и первооснователь первых международных специальных олимпийских игр для людей, страдающих умственной отсталостью). Впоследствии U2 написали песню для этих игр. Позже они вместе сформировали несколько правозащитных организаций. Как отмечает Коэн, Боно использовал свой ​​авторитет в социальных целях. По ее мнению, музыкант вовремя понял, что его собственный статус позволяет ему влиять на ситуацию. "Боно не попал бы на встречу с Биллом Клинтоном и не пожал руку Папа Иоанну Павлу II, если б он не был рок-звездой".





Не стойте на месте

Работа лидера исключает статичность. Будьте готовы меняться и развиваться. Боно постоянно устанавливает новые цели среди обилия возникающих в мире проблем. В середине 1980-х  группа выступала в поддержку голодающих в Африке, а в 90-х выступили в Сараево. Несколько лет спустя Боно участвовал в компании по поддержке стран третьего мира, имеющих огромные долги перед странами «большой восьмерки». Позже - привлекал внимание Джорджа Буша к недостаточности финансирования борьбы со СПИДом. «Хороший руководитель не стоит на месте. Он в курсе происходящих в мире изменений и готов под них подстраиваться!», уверяет Фрэнсис Коэн.



Советуйтесь с коллегами

Миссия лидера должна быть созвучной настроениям в коллективе. Согласуйте с коллегами свои решения. Задача группы - нести в аудиторию музыку, созданную совместно. U2 не были бы столь успешны, если бы их раздирали внутренние противоречия или если бы кто-то делал совсем не то, чего хотел бы. В разное время пребывание самого Боно в группе ставилось под вопрос - слишком уж много времени он тратил на решение социальных проблем. Однако группа видела положительный результат и верила в то, что действия Боно правильны. «Такие периоды, конечно, к шоу-бизнесу относятся весьма посредственно. И это могло бы сломать нас. Но не сломало», - говорил тогда сам Боно.

Берегите репутацию

То, кем вы являетесь и что делаете, имеет огромное значение для покупателей вашего продукта. Например, многие стали поклонниками U2 после того, как узнали об общественной деятельности группы. «Какой бы альбом вы ни взяли, люди покупают не только музыку, но и предысторию. Точно так же многие, приходя в ближайший супермаркет, ищут натуральное молоко или шампунь, не тестировавшийся на животных», считает Коэн. «То, что работает с U2, будет работать с любым бизнесом - неважно, что вы производите: музыку, тапочки, полупроводники или даже работаете в инвестиционном банке. Предыстория организации является ценной частью в предложении для потребителей. Ребята из Дублина поняли это практически сразу и до сих пор пользуются своим открытием», говорит исследователь.



Что ж, чему и на чьих примерах учат студентов MBA, мы выяснили. Осталось только узнать мнение Боно - неужели он готов подписаться под тем, что вся его деятельность - продуманная бизнес-стратегия? Фрэнсис Коэн рассчитывает в ближайшее время встретиться с фронтмэном U2. В конце концов, даже Опра Уинфри однажды дала мастер-класс ее студентам. Может, и Боно согласится?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter