Правительство приняло меры против пустых полок в магазинах

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Двум госбанкам дано указание кредитовать торговые сети

  Правительство поручило ВТБ и Сбербанку выделить специальные средства на кредитование розничных продавцов, торгующих товарами повседневного спроса. Ритейлерам сегодня так остро не хватает ликвидности, что они вынуждены брать кредиты у своих поставщиков. Это может привести к пустым полкам под Новый год, предупреждают наблюдатели. Не попавшие в список ритейлеры не сидят на месте: сезонные распродажи в магазинах в этом году обещают быть особенно масштабными.

Результатом прошедшего в прошлый четверг срочного совещания в правительстве стало решение о начале кредитования госбанками продуктовых ритейлеров. ВТБ и Сбербанк по поручению правительства рассмотрят заявки ритейлеров на кредиты, сообщает газета "Коммерсант". "Собственного интереса в этой затее у них нет", - говорят источники издания. Интересно, что всего неделю назад Сбербанк отказал в кредитовании самым крупным игрокам отрасли - X5 и "Магниту".

Напомним, что сами госбанки - ВТБ и Сбербанк - скоро должны получить на свои счета обещанные государством кредиты - 200 млрд руб. и 500 млрд руб. соответственно, выделенные в первую очередь на поддержание ликвидности у них и у всей банковской системы.

Великолепная девятка

Государственная помощь будет сконцентрирована на девяти торговых компаниях: X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель"), "Магнит", "Дикси", "Седьмой континент", "Мосмарт", "Виктория", "Лента", "О´кей" и "Холидей классик". Впрочем, этот список со временем может расшириться, сообщают сами ритейлеры.

Представители двух госбанков будут в течение этой недели встречаться отдельно с руководством каждой торговой сети и в индивидуальном порядке договариваться об условиях кредитования.

Сколько именно средств будет выделено на кредитование, госбанки не уточняют. По подсчетам самих ритейлеров , им необходимо минимум $2 млрд. Топ-менеджеры торговых сетей сообщают, что кредиты им будут выдаваться исключительно на пополнение оборотного капитала и рефинансирование других кредитов, но не на расширение.

Рубли для продавцов дороги

Стоимость денег для розничных торговцев напрямую зависит от их стоимости для самих госбанков, которые занимают у государства. ВТБ уже огласил примерные ставки по своим кредитам: они составят 15-18% годовых в рублях. Сбербанк будет отдавать приоритет компаниям, у которых отношение долга к EBITDA не превышает 3, рассказывают ритейлеры со слов Германа Грефа. Не все ритейлеры из "девятки" могут похвастать таким показателем. Например, у "Мосмарта" в 2007 году соотношение долг/EBITDA было на уровне 7, а у "Дикси" по итогам первого полугодия - 4. У "Холидея" это отношение прогнозируется в 2008 году в размере 3,5, у "Ленты" - 3-4. Лишь Х5, "Магнит" и "Седьмой континент" соответствуют требованиям: их текущие показатели - 3, 2,4 и 2,9 соответственно. "Закредитованным" могут и отказать в финансировании, или же предложат в обмен на финансовую помощь расстаться с долей в бизнесе.

Господдержка продуктовой розницы важна не только с экономической, но и с социальной точки зрения, говорят опрошенные "Коммерсантом" аналитики. По их словам, если сейчас не рефинансировать долги, то к Новому году в магазинах будут пустые полки. Обстановка с ликвидностью настолько напряжена, что ритейлеры кредитуются у своих поставщиков: отсрочки по платежам выросли в последний месяц со стандартных 30 дней до 50-90. Впрочем, ситуация, когда два банка решают, кому из ритейлеров выжить, а кому обанкротиться, продавцов тоже настораживает.

Ждем тотальных распродаж

Надо заметить, что ритейлеры полагаются не только на помощь госбанков, но и сами ищут способы быстрого привлечения наличности. К примеру, они пытаются ускорить товарооборот и поэтому прибегают к тотальной распродаже. По мнению наблюдателей, осенне-зимние распродажи в этом году будут весьма масштабны. Пионером, судя по всему, здесь стала сеть "Л´Этуаль", в которой распродажи уже начались. Как сообщают блоггеры, в региональных магазине Л´Этуаль в течение недели будет идти тотальная распродажа продукции (кроме марок "Диор" и "Шанель") во многих регионах страны. Размер скидки составляет 40% без учета клубной карты, а с предъявлением карты Л´Этуаль скидка возрастает до 65%.

Впрочем, большинство других российских розничных продавцов пока не собираются резко увеличивать в своем ассортименте процент дешевой продукции и заняли выжидательную позицию.

Другой способ сэкономить для ритейлеров - заморозить долгосрочные инвестпроекты, связанные с приобретением и строительством новых магазинов. Так, в частности, поступила сеть "Копейка", принадлежащая ФК "Уралсиб". Высвобожденные ресурсы будут направлены на "укрепление финансовой устойчивости в условиях кризиса ликвидности и приобретение профильных активов в секторе розничной торговли".

В то же время сеть сохраняет планы по вводу новых универсамов в текущем году (годовая инвестпрограмма - $100 млн). Об аналогичных мерах ранее заявляла X5 Retail Group.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Промышленная кибербезопасность: цифровая трансформация — вызовы и возможности
19 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase