Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правительство РФ утвердило правила проезда по платным дорогам

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Наличие бесплатного дублера платному шоссе не обязательно, что нарушает права граждан

Правительство РФ утвердило правила проезда по платным дорогам
Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о правилах организации платных дорог. Первые платные трассы появятся уже в этом году, однако сколько будет стоить проезд по ним пока так и не ясно. 

Путин подписал постановление "Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог", которое сегодня было опубликовано в "Российской газете".

В правилах не дается точного ответа на вопрос, который больше всего волнует автомобилистов: сколько будет стоить проезд по платной трассе. В правилах прописывается только, что правительство будет разрабатывать методику расчета тарифа и максимальную планку, а размер оплаты будет устанавливать оператор, эксплуатирующий участок дороги - госкомпания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Ранее в программе "Автодора" указывалось, что плата будет составлять 1 рубль за километр. Глава Минтранса Игорь Левитин говорил позже, что плата будет варьироваться от 1 до 5 рублей за километр. Он также отмечал, что строить платные дороги в России начнут во втором квартале 2010 года.

Но первые платные дороги появятся уже в этом году. В распоряжение "Автодора" будут переданы первые федеральные трассы, которые и станут платными: М10 Москва - Петербург, "Дон", "Украина", ЦКАД, М5 "Урал", М8 "Холмогоры", М9 "Балтия", М6 "Каспий".

Дифференциация

В "правилах" уточняется, что оплата за проезд будет дифференцированной. Сумма проезда будет зависеть от категории транспорта, времени суток, дня недели или месяца года. Так, водители тяжелых грузовиков будут платить больше легковых автомобилей. Оператор может предоставлять также скидки или своего рода "проездные" на определенный срок или фиксированное количество поездок для ездящих часто по платной дороге автомобилистов, говорится в постановлении.

"Проездные" будут выпускаться в виде наклеек на стекло сроком на 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год, а в виде магнитных и электронных талонов - на определенное число поездок. На специальных табло, установленных при въезде на дорогу, компания-оператор обязана информировать водителей: сколько стоит, куда ведет платная трасса и какова на ней в данный момент дорожная ситуация.

В начале платной дороги будет стоять несколько пропускных пунктов - по одному на каждой полосе. Это могут быть пункты наличной оплаты, электронной оплаты (с помощью магнитных контактных или бесконтактных смарт-карт) и открытые пункты, через которые будет проезжать спецтранспорт, которому разрешен бесплатный проезд по дороге.

Как говорится в постановлении, водителя и автомобиль камеры будут фотографировать на въезде на дорогу, и фиксировать регистрационный номер машины, время и место пользования платной трассой. Эти данные будут храниться в базе данных, которая должна быть "секретной". Правда, есть вероятность попадания этой базы на нелегальный рынок.

Нарушение Конституции

Государство намерено использовать зарубежный опыт эксплуатации платных дорог для привлечения инвестиций в дорожную отрасль, на строительство и реконструкцию дорог. Однако в отличие от  Франции и Китая наличие бесплатного дублера платной дороге в России не обязательно, что нарушает 27-ю статью Конституции, дающей право на свободное передвижение.

Кроме того, в России платными станут не только новые построенные дороги, но и уже существующие федеральные трассы, которые, по сути, были построены на налоги граждан. Получается, что автомобилисты будут платить дважды: за строительство в идее налогов и за плату за проезд по этой трассе.  Нарушается также 8-ая статья Конституции, которая гарантирует единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг.

За рубежом платные трассы являются скоростными дополнениям дорожной сети, но никак не ее заменой. Во Франции доля платных дорог (11 680 км) не превышает 0,7% их общей протяженности, в Италии платные автострады (5800 км) составляют 0,9% дорожной сети. Китай берет плату только за проезд по 2,8% от всей сети.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter