Архив rb.ru

Правительство утвердило концепцию развития туризма в России

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

На программу из бюджета будет выделено 96 млрд рублей

Правительство утвердило концепцию развития туризма в России
Присоединиться
Правительство РФ утвердило концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы". В рамках концепции почти две трети средств рассчитывается привлечь у частных инвесторов, а треть доплатит государство из федерального бюджета. Эксперты считают, что без совершенствования законодательной базы и создания льготных условий такие масштабные инвестиции привлечь не удастся.

По предварительным данным, общий объем финансирования программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 332 млрд руб. В том числе средства федерального бюджета составят 96 млрд руб (28,9%), средства бюджетов субъектов федерации, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд руб (7,5%).  Внебюджетные средства - 211 млрд руб (63,6%). Бюджетные ассигнования федерального бюджета предполагается предусмотреть по направлению "капитальные вложения" в размере 92 млрд 985,6 млн руб и по направлению "прочие расходы" - 3 млрд 014,4 млн руб.

Хороший доход

Реализация программы в соответствии со сценарием, предполагающим использование преимуществ кластерного подхода, позволит на 1 рубль средств федерального бюджета привлечь порядка 2,2 рублей внебюджетных инвестиций. Но при этом в концепции говорится, что при нехватке внебюджетных средств эти расходы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

Госзаказчиком - координатором ФЦП определен Минспорттуризм РФ. Госзаказчиками программы стали Минспорттуризм РФ, Минрегион РФ и Ростуризм. Минспорттуризму РФ поручено обеспечить разработку проекта программы и внесение его в установленном порядке в правительство РФ.

Взаимодействие госзаказчиков с органами исполнительной власти субъектов РФ будет осуществляться на основе соглашений на основе государственно-частного партнерства с потенциальными инвесторами, которые будут готовы принять участие в создании туристских комплексов.

Все на инвестиции

Экономический эффект программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения туристического потока, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней и рост ВВП.

Увеличение внутреннего и въездного турпотоков будет осуществляться за счет: создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг. Кроме того, будет обеспечена доступность отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России как для россиян, так и для иностранных туристов, говорится в концепции. Запланировано проведение рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению новых турпродуктов и курортно-рекреационных возможностей России на мировом и внутреннем туристских рынках.

Цены вниз

При конкурентоспособной цене и высоком качестве услуг внутренний туризм способен переориентировать российского потребителя и сформировать активный спрос на внутренний туристский продукт, создавая базу для роста поступлений в бюджеты регионов и муниципальных образований и обеспечивая повышение занятости населения, говорится в концепции.

За счет предпринимательской инициативы будут создаваться дополнительные рабочие места. Появятся предприятия малого и среднего бизнеса в туриндустрии. Появятся новые специальности в туристической отрасли, пройдет повышение престижности профессий в сфере туризма.

Для активизации привлечения частных инвестиций в отрасль предполагается также использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

Обширные планы

В результате реализации программы правительство рассчитывает увеличить численность иностранных туристов в семь раз, а российский туристов - в 1,4 раза. Также, по прогнозам, должен увеличиться объем платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза. Также планируется увеличение работников, занятых в туристической отрасли в 1,4 раза.

Стоит заметить, что в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году. В 2009 въездной туризм снизился на 8,5%, примерно на 200 тысяч человек, по сравнению с 2008 годом. А вот в первой половине этого года поток иностранных туристов в Москву вырос на 15,3% по сравнению с показателями первого полугодия 2009 года. Страну посетили 760 тысяч 515 человек.

От концепции до реализации замыслов, относительно привлечения инвестиций путь неблизкий, говорит RB.ru президент Российского Союза Туриндустрии Сергей Шпилько. "Многое будет зависеть от того, что реально будет предлагаться частным инвесторам". Какие площадки, какие условия офрмления землееотводов, согласования строительной документации, насколько предложения с мест будут обоснованы с маркетинговой точки зрения, в плане сроков окупаемости капвложений. Во многом ответы на эти вопросы должна дать программа, которая будет разработана на основе принятой концепции.

"Сам факт того, что концепция принята, это хорошо, хотя предыдущая концепция, точнее "стратегия" тоже принята была принята  недавно", - напоминает Сергей Шпилько. Очень важно, что для развития туризма нужен четкий план совершенствования нормативно-правовой базы развития различных видов туризмаа, упрощения туристических формальностей, оптимизации налогообложениыя, снижения транспортных тарифов и так далее. "Туризм по своей природе - сложный межотраслевой хозяйственный комплекс. - говорит эксперт. - И решать вопросы его развития надо комплексно".

По словам Анны Зайцевой, аналитика ИК "Финам", ничего кардинально нового данная программа в себе, по сравнению с предшествующими, не несет.  "Поэтому мы не видим причин, которые могли бы привести к кардинально отличающимся ее результатам, - говорит она. - Несомненно, прессинг со стороны правительства побудит шевелиться региональные власти, которые под эту тему напишут собственные программы развития туризма, после чего какое-то время будут пытаться привлечь инвесторов к развитию туристской инфраструктуры".

Однако даже в период дешевых денег интерес бизнеса к вложениям в российский туризм был невелик (небольшое оживление наблюдалось только на пике экономического роста в 2006-2008 годов), так что никакие льготные кредиты и налоги не смогут принципиально изменить ситуацию, говорит эксперт.

Позитивным фактором можно считать вложение государственных средств в развитие туристской инфраструктуры, однако их одних для этого мало, считает она. "С учетом того, что большинство наших предприятий сбросило с себя всю "социалку" единственный кроме государства инвестор, который реально был заинтересован в развитии турсектора, также сброшен со счетов", - резюмирует Анна Зайцева. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  2. 2 Бизнес в Южной Африке
  3. 3 Минфин отсрочил маркировку ювелирных изделий на год
  4. 4 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
  5. 5 Самозанятость 2024: что изменилось за пять лет действия налогового режима