Правообладатели
ответили на предложение интернет-компаний ("Яндекс", Google, Mail.ru
и др.) переложить ответственность за распространение нелицензионного контента
на своих пользователей. В своем письме они обвинили интернет-компании в
нежелании бороться с пиратами, чтобы не делиться доходами с правообладателями.
Правообладатели ссылаются на заявление интернет-компаний от
14 октября, в котором "Яндекс", Google, Mail.ru,
"ВКонтакте" и объединенная компания "Афиши" и Rambler
предложили разграничить ответственность за нарушения прав на интеллектуальную
собственность. Интернет-компании настаивали, что не имеют ни правовых
оснований, ни технических возможностей отслеживать каждое действие пользователя
и оценивать его законность. Правообладатели не согласны: "Нарушение
авторских прав возникает в результате совокупности действий пользователя и
интернет-компании".
Боритесь сами
НФПФ также отмечает, что сейчас нет препятствий для того,
чтобы интернет-компании могли предотвращать нарушения на принадлежащих им
ресурсах. Правообладатели приводят в пример мировые интернет-площадки, которые
блокируют загрузку контента без дополнительного соглашения с правообладателем
(Facebook), а также модерируют и удаляют контент, нарушающий авторские права
(YouTube).
"Кроме того, мы знаем, что некоторые интернет-компании
(например, "ВКонтакте") зачастую игнорируют требования
правообладателей по удалению незаконного контента, что вынуждает
правообладателей обращаться в суд за защитой своих прав",- говорится в
письме НФПФ. Наконец, интернет-компании не хотят делиться доходами с
правообладателями и поэтому не внедряют механизмы выплаты правообладателям
вознаграждения за весь контент, размещенный на интернет-ресурсе.
Поиск
"крайних"
Гендиректор компании "Медиамир" (владеет
видеохостингом Smotri.com) Михаил Гуревич считает, что правообладатели по
большей части ищут виноватых, а не пытаются решить проблему. По его словам, если
следовать их логике, то виноватым окажется интернет-провайдер, который получает
деньги за доступ в интернет и не делится с правообладателями. В беседе с
"Коммерсантом" он также отметил, что существует несколько подходов
для решения проблемы пиратства в сети: это либо налог на интернет, который
позволит перераспределять его в отношении правообладателей, либо заключение
соглашений с владельцами авторских прав, как это делает, к примеру, ресурс Ivi.ru. "Но нужно понимать, что отслеживать загрузку нелицензионного
контента на хостинги технически невозможно",- считает он.
Глава "Юниверсал Мьюзик" Дмитрий Коннов считает,
что уже сейчас многие интернет-площадки идут навстречу правообладателям. Некоторые,
например, "Яндекс", размещают на своих музыкальных сервисах только
легальный контент. Но до решения проблемы еще далеко, так как социальные сети,
которые объявляют о высоких доходах, не делятся с правообладателями, говорит он.
Стоит напомнить, что против предложения интернет-компаний
переложить ответственность на своих пользователей недавно выступили и крупные
видеопорталы - Tvigle.ru, Zoomby.ru и TVZavr.ru. Для борьбы с нелегальной
продукцией видеопорталы предложили не индексировать сайты, распространяющие
нелегальный контент, поисковыми системами, не распространять их рекламу (в том
числе контекстную) и ограничить максимальную длину загружаемых пользователями
видеофайлов 7-10 минутами.