Архив rb.ru

Приставы хотят забирать у водителей права за долги

Архив rb.ru
Ольга

Ольга

Судебные приставы хотят получить право лишать злостных должников водительских прав

Приставы хотят забирать у водителей права за долги
Федеральная служба судебных приставов России (ФССП) намерена карать автовладельцев за долги путем лишения их водительских прав. Об этом заявил сегодня глава ФССП Артур Парфенчиков. В России в прошлом году судебные приставы уже получили право не выпускать должников за рубеж, останавливая их прямо в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Теперь они могут получить расширенные права и на дорогах. Правозащитники называют эту инициативу нарушением прав водителей.  

По словам главы ФССП Артура Парфенчикова, служба намерена подготовить предложения об изъятии водительских удостоверений у должников и неплательщиков, передают РИА Новости. Затем этот вопрос будет вынесен на совместное обсуждение с Министерством юстиции. Если будет получено положительное заключение ведомства, тогда соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение в Госудуму, рассказал глава ФССП. Правда, ФССП не является законодательным органом, поэтому не может самостоятельно разрабатывать поправки, в том числе в закон "Об исполнительном производстве". Единственное, что такая мера не должна распространяться на тех должников, для которых вождение транспортного средства является профессией, то есть источником дохода, уточнил глава ФССН. По его словам, практика изъятия водительских прав у должников применяется в ряде западных стран, и она показала свою эффективность

О введении таких мер Парфенчинков впервые заговорил еще в начале 2009 года. Ранее служба намерена была добиваться того, чтобы водительских прав водителей лишали в течение пяти дней после того, как суд признает их неплательщиками.

Тем временем, судебные приставы уже получили право не выпускать должников и неплательщиков за границу, останавливая их прямо в аэропорту или на железнодорожном вокзале. В прошлом году было задержано 215 тыс. должников при попытке выехать за границу. В результате этого, россияне вернули долги на общую сумму более 2 млрд рублей, заявил глава ФССП. С начала 2010 года по сегодняшний день из-за долгов за границу не выехали около 100 тыс. должников, сообщил Парфенчиков. По его прогнозу, к концу года служба не пустит за рубеж в общей сложности 250 тыс. должников, то есть еще больше, чем в прошлом году.

Полномочий же лишать прав водителей, вовремя не погасивших долги, у ФССП пока нет. Тем временем, у ГИБДД еще с 2008 года появились собственные базы данных должников: при проверке документов на посту ДПС водитель может узнать еще и о своих неоплаченных штрафах.

Нарушение прав

Между тем, лишение водительских прав за долги противоречит законодательным нормам России, отмечает председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. "Лишить водительских прав можно только по суду и за серьезные нарушения правил дорожного движения: если водитель выехал на "встречку", сел за руль автомобиля пьяным или на 60 км превысил скоростной режим, но никак не за долги", - говорит RB.ru правозащитник. "Предлагая такие меры, судебные приставы просто показывают свою беспомощность в выбивании долгов, и свою некомпетентность в правой сфере", - уверен Похмелкин.

Российская практика

Между тем, в некоторых регионах России ГИБДД уже активно помогает судебным приставам ловить злостных должников. Так, в Тюменской области уже не первый год проходят совместные рейды автоинспекторов с приставами. Видеокамеры, установленные на постах ДПС, считывают номера проезжающих машин и сверяют их с "черным списком" приставов, сообщала пресс-служба УФССП региона. В этом список данные не только о водителях, которые вовремя на оплатили штрафы за нарушение ПДД, но и должники за услуги ЖКХ, невыплаченные алименты, кредиты, налоги и прочее. Автоинспектор останавливает автомобиль должника, проверяет документы и отдает в руки судебных приставов, которые могут даже арестовать автомобиль, если сумма долга сопоставима с его стоимостью. Так, 24 июня судебные приставы провели очередной рейд совместно с автоинспекторами в Тюменской области, в ходе которого было проверено 41 автомобилист. Пять из них оказались должниками: у четверых были несущественные суммы долгов, а у одного сумма взысканий составила почти 74 млн рублей. Тут же на месте судебные приставы описали и арестовали автомобиль последнего должника - Hyundai Santa Fe 2008 года выпуска. УФССП по Тюменской области даже выпускает собственное еженедельное издание "Top Car Автомобильный курьер", в котором публикует информацию о продаже арестованных автомобилей, которые оцениваются по цене ниже рыночной.

Между тем, такая практика совместных рейдов автоинспекторов и судебных приставов, к примеру, в Курганской области была признана в прошлом году прокуратурой региона незаконной и отменена. Местная прокуратура увидела в этом нарушение ч.1 ст. 27 Конституции РФ, дающей право гражданам на свободное передвижение. Однако, чтобы запретили такие рейды по всей России, такое решение должна вынести Генпрокуратура РФ.

Ранее Федеральная служба судебных приставов заявляла о желании наладить сотрудничество с автосалонами, которые бы "сдавали" своих клиентов. В ноябре прошлого года, как писал RB.ru, такие меры решило применять управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области. Они начали запрашивать у автомобильных холдингов и автосервисов Подмосковья информацию о времени и дате прохождения должником планового техосмотра, планово-внепланового ремонта автомашины, контактную информация о неплательщике, а также о фактах сдачи автомобиля в trade-in (замена старого автомобиля на новый). УФССП по Московской области поясняло, что автосалоны обязаны предоставить такую информацию в соответствии со ст.12 и 14 ФЗ "О судебных приставах" и ст.4 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase