Архив rb.ru

Проблему плохих дорог в России предложили решить за счет автомобилистов

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

С идеей выступил Всемирный банк: мало победить коррупцию – все равно надо больше денег на дороги

Проблему плохих дорог в России предложили решить за счет автомобилистов
Присоединиться
В России хорошо все, кроме дорог, считает Всемирный банк. Эксперты объясняют ужасное качество российских дорог не только высокой коррупцией, но и недостатком финансирования. Дополнительные деньги на развитие дорожной сети банк предлагает брать с автомобилистов.

В своем новом докладе об экономическом состоянии России Всемирный банк преисполнен оптимизма. Прогноз по ВВП улучшен, страна может выйти на нулевой дефицит бюджета раньше плана, инфляцию банк предсказывает в скором будущем на уровне 3-5% в год, а рост зарплат уже продемонстрировал рекорд, отметил ВБ (подробнее читайте в доп.материале). Все хорошо, кроме дорог.

Российская беда

Российская транспортная система, по оценке организации, в целом находится в плачевном состоянии, которое ухудшается из-за недостаточного объема финансирования. В наибольшей степени, по мнению ВБ, изношена дорожная инфраструктура: из 50 тыс. километров федеральных дорог нормативам соответствует менее трети. Как отмечается в докладе, это происходит из-за отсутствия надлежащего планирования и управления ремонтом трасс, а также из-за чрезмерной нагрузки на них.

Доля госрасходов на дорожное хозяйство в 2009 году сократилась до 1,5% от ВВП (в 2000 году - 2,8% ВВП). Для сравнения, Китай с 1990-х годов ежегодно расходовал на дорожное хозяйство около 3,5% ВВП. Именно это помогло увеличить размеры дорожной сети и поддержать экономический бум, констатирует ВБ.

Заметили коррупцию

В 2011-13 гг. планируется увеличить финансирование дорожного хозяйства, но этих денег, по мнению ВБ, все равно не хватит. По расчетам банка, для приведения дорог в надлежащее состояние, а также с учетом расширения дорожной сети суммарный дефицит финансирования превысит 2% ВВП.

Однако же при оценке затрат на строительство и ремонт дорог в России эксперты были удивлены стоимостью капитального ремонта дорог в стране. «Официальный уровень затрат на работы по содержанию автомобильных дорог в России колеблется от $27 тыс. до $55 тыс. в перерасчете на 1 км дорог. Эти расценки представляются чрезвычайно высокими», - подчеркивает ВБ. (Почему в России дороги строятся и ремонтируются по таким расценкам, читайте в материале RB.ru). Эксперты сравнивают Россию с Финляндией и отмечают, что в этой стране климатические условия схожи с российскими, однако стоимость аналогичных работ составляет чуть больше $9 тыс. Причинами такого дорогого строительства в России эксперты ВБ назвали «недостаточную конкуренцию в дорожной индустрии», а также «утечку средств» и коррупцию.

За счет автомобилистов

Расхищение денег - действительно, основная проблема. Свежая история, подтверждающая выводы ВБ: дорога к иннограду Сколково длиной 5,34 км была построена 9 месяцев назад за 5,75 млрд рублей и уже пришла в негодность, сообщила ранее газета «Маркер».

Но чтобы улучшить качество российских дорог, недостаточно победить коррупцию, отмечает ВБ. Правительству России надо рассмотреть ряд дополнительных источников финансирования - перераспределить, в частности, финансовую нагрузку на пользователей дорог. Так, ВБ подчеркивает, что налоги на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые во всем мире являются главным инструментом ценовой политики в транспортном секторе, в России сохраняются на относительно низком уровне. Эти налоги надо повысить. Кроме того, ВБ предлагает увеличить сборы за выдачу номерных знаков и регистрацию транспортных средств. В 2008 году сборы с 38-миллионного автопарка составили 53,1 млрд рублей (около $1,7 млрд), что является «незначительной» суммой. Также эксперты отмечают, что в России очень мало платных дорог, а точнее - одна: 20-километровый объезд в Липецкой области. Поэтому нужно строить платные дороги - в России есть «большой потенциал для их развития», считает ВБ. Впрочем, вокруг строительства платной трассы Москва-Петербург до сих пор не утихают скандалы, а строительство никак не может начаться.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter