Архив rb.ru

Продавцы месяцами не отдают уже оплаченные автомобили

Архив rb.ru
Илья

Илья

Некоторые автодилеры, чтобы не разориться, "берут взаймы" у покупателей

Продавцы месяцами не отдают уже оплаченные автомобили

  В российских автосалонах возросли число и объемы просрочек передачи автомобилей покупателям - у автодилеров не хватает средств на выплату долгов. Если раньше машину, имеющуюся в наличии, покупателю передавали в течение пяти дней, то теперь некоторые дилеры увеличивают срок передачи машин до месяца. В Новосибирске и Петербурге уже рассматриваются массовые иски к дилерам.

Число и объемы просрочек передачи автомобилей дилерами в последнее время возросли, причем даже крупные автомобильные холдинги стали задерживать выдачу клиентам уже оплаченных машин, рассказали газете "Ведомости" пострадавшие покупатели. Даже за машины, стоящие в салоне, дилеры не всегда переводят деньги импортеру. Поскольку в России практикуется 100%-ная предоплата машин, это является вопиющем нарушением прав покупателей, жалуются клиенты.

Не доедут до покупателя

Особенно остро проблема стоит в регионах. "Ведомости" зафиксировали случаи массовой невыдачи машин в Новосибирске и Петербурге. Новосибирский дилер "Автолэнд-Сибирь" увеличил срок передачи оплаченных автомобилей "в наличии" до 30 дней. У этого дилера трудности с обслуживанием долга - Балтийский банк подал к нему в марте иск о взыскании 186,29 млн руб.

У двух других новосибирских дилеров - "Престиж-авто" и "Транзит сервис" - проблемы, судя по всему, еще серьезнее. Некоторым их заказчикам пришлось потратить не один месяц, чтобы забрать оплаченные автомобили, но многие до сих пор не дождались. В ОБЭП Новосибирска поступили заявления более чем от 40 покупателей. 11 из оплаченных клиентами "Транзит сервиса" машин стоят на складе в Новосибирске с конца декабря, но ни одна не выдана покупателям: по словам представителей "Фольксваген груп рус" (импортер Audi и Skoda), оригиналы ПТС находятся у них, поскольку "Транзит сервис" так и не рассчитался за эти машины. По фактам проверок милиция в марте возбудила уголовные дела по статье 159 УК РФ (мошенничество). Полученные от клиентов деньги эти дилеры импортерам не перечислили, а когда в представительства компаний стали поступать жалобы покупателей на задержки в выдаче ПТС и автомобилей, ООО "Фольксваген груп рус" прекратило с ними отношения. Почти все пострадавшие подали иски в суды общей юрисдикции, в конце апреля вынесены первые несколько решений о взыскании задолженности с "Транзит сервиса", но исполнительное производство пока не возбуждено.

В Петербурге автомобили не могут получить около 100 клиентов дилера "Фаст мотор" (дилер Kia и Honda), заплатившие за них в декабре 2008 г. - январе 2009 г. Сначала покупатели вели переговоры с руководством дилера и получали обещания "выдать оплаченные машины в ближайшее время", но в феврале салон закрылся, мобильные телефоны сотрудников замолчали. Покупатели обратились с заявлениями в прокуратуру и с исками в суд. По заявлению покупателя, заплатившего 1,63 млн руб. за Honda-CR-V, прокуратура возбудила дело по статье "мошенничество в особо крупных размерах", более 65 заявлений находится в ОБЭП. Шансов получить автомобили у клиентов "Фаст мотор" немного: импортеры денег от нее не получали. Kia Motors Rus не поставляла "Фаст мотор" автомобилей - дилерский договор с ней расторгнут вскоре после его перезаключения, говорит представитель Kia Motors Rus.

На 5-10 дней машины задерживают практически все дилеры Самары, сообщает крупный местный дилер: дистрибьюторы сами задерживают поставки из-за нехватки средств на растаможивание и хранение новых партий автомобилей. Склады заполнены стоками, но там не самые ходовые модификации и цвета, а поступающие небольшими партиями нужные автомобили достаются не всем дилерам, утверждает он.

В Москве дилеры гораздо более пунктуальны, но все равно проблемы возникают. К примеру, один из успешных дилеров с иностранным капиталом задержал в марте передачу уже оплаченных компанией-клиентом восьми машин на срок до двух недель.

Дилерам тяжко

Владельцы дилерских компаний объясняют, что иногда они направляют часть имеющихся на счетах средств на погашение кредитов, из-за чего и происходят задержки. Дилеры вынуждены искать оборотные средства, поэтому задержки допускают даже крупные компании, но они не превышают нескольких дней, говорят в Российской ассоциации автодилеров. По мнению руководства организации, вопиющие случаи в Новосибирске и Санкт-Петербурге для отрасли нехарактерны и ее положение в целом стабильно.

Дилеры первой десятки говорят, что у них задержки выдачи машин случаются редко и связаны обычно с задержками оформления документов производителями. Крупным договориться проще: большинство из них в Москве, близко к представительству, да и от продаж крупных дилеров представительства больше зависят, но ведут себя негибко, жалуются дилеры.

Многие представительства для поддержки дилеров продлили максимальные сроки выкупа ПТС после поставки автомобиля с двух до четырех месяцев. Это сделано, чтобы от дилеров не требовалось чрезмерных финансовых усилий по выкупу больших партий автомобилей, объясняют игроки рынка.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase