Прогнозы по мировому рынку рекламы ухудшились

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Мировые расходы на рекламу в 2009 году снизятся на 7%, прогнозирует агентство ZenithOptimedia

Мировые расходы на рекламу могут сократиться значительнее, чем ожидалось ранее: согласно новому прогнозу корпорации ZenithOptimedia, в 2009 году снижение составит 6,9% - до $453 млрд, по сравнению с ростом на 1% в 2008 году. Хуже всего придется газетам, ожидают специалисты. Существенное падение ждет и рынки рекламы на радио и в журналах. Чуть лучше будет переживать кризис телевидение, зато доля интернет-рекламы продолжит расти. Относительно России агентство, как и в прошлый раз, выдвинуло два варианта развития событий - оптимистичный и пессимистичный.

По итогам 2008 года рекламный рынок в денежном выражении вырос на 1%, но в 2009 году он упадет почти на 7% и составит $453 млрд, прогнозирует ZenithOptimedia, один из ведущих игроков рекламного рынка. Специалисты отмечают, что рекламные расходы жестко связаны с финансовыми показателями рекламодателей, и рынок вряд ли будет восстанавливаться, пока они не начнут улучшаться.

По данным ZenithOptimedia, наиболее позитивными на мировом рынке рекламы сейчас выглядят Китай и Индия. Если три месяца назад ZenithOptimedia прогнозировала рост продаж в Восточной Европе на уровне 1,5%, то сейчас уже говорится о спаде в 13,9%. "Значительные сокращения" ожидают Россию, Украину, Венгрию и Турцию. В Японии ожидается резкий провал - на 38% по сравнению с прошлым годом (полный текст исследования смотрите в доп. материале).

Кризис и российская реклама

В России агентство ZenithOptimedia так же, как в прошлый раз, выпустило два прогноза - оптимистичный и пессимистичный. Приоритетом с точки зрения распределения бюджетов в период кризиса, скорее всего, будет ТВ-реклама, отмечают специалисты агентства. Однако темпы прироста, которые в последние годы варьировались в пределах 30%, в этом году могут показать нулевую или даже отрицательную динамику. Хуже всего придется прессе, наружной рекламе и радио.

Согласно оптимистичному прогнозу, спад рекламного рынка составит 15% - до 227,2 млрд рублей, то есть до уровней 2007 года. Хуже всего придется газетам и радио - здесь падение может составить 33%, телевидение переживет кризис чуть лучше - минус 5%, зато сегмент интернет-рекламы продолжит уверенный рост - плюс 12%. Если же ситуация на рекламном рынке будет не столь радужной, то рост интернет-рекламы остановится, а печать и радио скатятся в еще более глубокую пропасть - минус 40%.

Владимир Евстафьев, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), говорит RB.ru, что сейчас рекламный рынок чувствует себя очень плохо: ушли западные рекламодатели, которые завозят свою продукцию в России, значительно сократили объемы рекламы западные компании, производящие продукцию в нашей стране, снизилась доля рекламы банковского, финансового сектора, снизилась реклама товаров повседневного спроса. Ситуация на рекламном рынке совершенно неоднородная, говорит Евстафьев.

"Официальные данные по первому кварталу пока не получены, но складывается ощущение, что наружная реклама негатива не почувствовала - рекламные щиты заполнены. Хуже чувствует себя радио и люксовые журналы, правда, и здесь ситуация неоднозначная: радиостанции второго эшелона полностью убыточны, крупные игроки рынка имеют минимум ноль. Некоторые периодические издания чувствуют себя в шоколаде, потому что проводят взвешенную ценовую политику, в том числе предоставляя скидки", - говорит собеседник RB.ru.

По предварительным оценкам эксперта, в целом рынок за первый квартал 2009 года просядет на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. "Реклама - это зеркало экономики с задержкой на год: даже если ситуация в экономике сейчас начнет стабилизироваться, то рекламный рынок "задышит" где-то через год", - отмечает Евстафьев.

Цены падают

По данным исследовательской компании "Эспар аналитик", стоимость размещения наружной рекламы в первом квартале 2009 года упала в России на 25%. Оценить падение цен на рекламном рынке в прессе затруднительно, так как все издательские дома ведут разную ценовую политику. Меньше других пострадали доходы телевизионщиков: по оценкам медиааудиторской компании Billetts, в январе-феврале расценки на ТВ-рекламу снизились в среднем на 7%. В интернете цены почти не снижались, при этом, по предварительной оценке агентства MindShare Interaction, бюджеты рекламодателей на сетевые площадки даже немного выросли - не более чем на 3%.

Перспективы интернета наиболее радужные

В глобальном масштабе, по прогнозам ZenithOptimedia, ситуация аналогичная: единственным контрастирующим с общим рынком сегментом будет интернет, который вырастет на 12%.

По прогнозам маркетингового агентства Discovery Research Group, в нынешнем году интернет-реклама покажет рост в первую очередь из-за перетекания клиентов из других сегментов: активнее использовать преимущества интернета в 2009 году намерены 93% рекламодателей. Но существенного замедления темпов роста интернет-рекламы избежать не удастся, отмечается в исследовании агентства.

Интернет становится наиболее привлекательной площадкой для рекламодателей, так как предоставляет возможность таргетирования и воздействия на конкретную целевую аудиторию, замечают в своем исследовании аналитики J´son&Partners. По прогнозам компании, рост рынка интернет-рекламы в 2009 году составит 16-18% (полный отчет с графиками смотрите в доп. материале).

Позитивные прогнозы по интернету можно считать условными, так как российская медиаиндустрия в целом находится сейчас в ситуации неопределенности, и интернет не исключение, считает Владимир Евстафьев.

Ранее свои прогнозы опубликовали коллеги ZenithOptimedia по мировому рекламному рынку - агентства WPP и Aegis. Они также ожидают углубления спада, правда, не столь значительного: WPP прогнозирует снижение рынка на 4,4%, а Aegis - на 5,8%. Сетевое агентство Carat прогнозирует, что в нынешнем году объем мирового рекламного рынка снизится на 5,8%, до $430,2 млрд.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase