Архив rb.ru

Проверка боеготовности командующего звена

Архив rb.ru

В российский бизнес проникает новая услуга - аудит менеджмента

Проверка боеготовности командующего звена

ОАО "КамАЗ" допустил к себе аудиторов по требованию своего кредитора, Европейского банка реконструкции и развития. Одним из требований ЕБРР была замена руководителей КамАЗа западными менеджерами. Но после переговоров банк согласился, что, прежде чем нанимать новых менеджеров, нужно оценить, действительно ли непрофессиональны те, которые работают сейчас. На роль аудитора ЕБРР выбрал международную компанию по подбору руководителей высшего звена (executive search) Korn/Ferry International. К удовлетворению заводчан, уровень менеджмента КамАЗа оказался более высоким, нежели полагали представители банка. "В нашем случае [выводы аудиторов] - это плюс в переговорах, которые мы ведем с ЕБРР", - говорит Ильдар Халиков, заместитель генерального директора ОАО "КамАЗ" по экономике и финансам.

Специалисты по управлению рекомендуют проводить аудит менеджмента в том случае, если компании предстоят большие перемены: реструктуризация, слияние или поглощение, изменение стратегии, размещение акций, т. е. когда возникает новая структура управления или старая подвергается реорганизации. Аудитор нужен, чтобы выяснить, готов ли каждый менеджер компании в отдельности и все они вместе как команда для выполнения новых задач. В отличие от метода "асессмент центр", который тоже дает оценку менеджеров, аудит, по словам экспертов, оценивает не абстрактный потенциал каждого руководителя, а его (и структуры управления в целом) "профпригодность" для достижения конкретной цели, стоящей перед компанией.

Заказчиком аудита менеджмента обычно выступают владельцы компании (или потенциальные владельцы). Заказчик объясняет аудитору, какие изменения предстоят в компании и какую структуру управления он хочет в связи с этим внедрить. Задача аудитора - выяснить, насколько имеющаяся команда управленцев соответствует той, которая необходима заказчику, что нужно изменить, чтобы довести существующую управленческую структуру до желаемого вида.

Все происходит примерно так, как если бы не оценивали имеющихся менеджеров, а набирали их на работу в новой структуре. Предварительно заказчик и аудитор определяют требования к каждой позиции. Это помогает сформулировать вопросы, которые необходимо затронуть в интервью. По результатам консультант составляет отчет по каждому менеджеру, прошедшему аудит, и по управленческой структуре в целом. Может оказаться, что часть менеджеров по уровню своей квалификации не впишется в новую команду и придется искать других. Аудитор может выявить общие проблемы организации.

На КамАЗе аудиторы обнаружили, что специализация руководителей слишком узкая, а горизонтальные связи между ними слишком слабые. Кроме того, они отметили, что система мотивации недостаточно эффективна, отсутствует жесткая система анализа и обучения персонала. Спрос на аудит менеджмента начал формироваться в России в уходящем году. "Года два назад мы эту услугу даже не выводили на рынок", - говорит Александр Забузов, ведущий консультант Nicholson International. Рост интереса к услуге он связывает в том числе с опасением инвесторов получить на купленном предприятии конфликт вроде произошедшего на Ломоносовском фарфоровом заводе и Выборгском ЦБК.

Компания Ward Howell International, которая в других странах не занимается аудитом менеджмента, в России с прошлого года стала это делать; в компании тоже отмечают, что спрос растет. Выполнение проекта с момента постановки задач перед аудиторами до представления ими отчета заказчику занимает от трех недель до четырех месяцев. Стоимость услуги, например, в Ward Howell она напрямую зависит от количества аудируемых менеджеров из расчета $2000 за каждого топ-менеджера и $400-500 (в зависимости от количества человек) за каждого управленца более низкого уровня. В Korn/Ferry аудит команды менеджеров в 30 человек обойдется примерно в сумму, которую заплатила бы компания за поиск топ-менеджера, т. е. треть его годового оклада. Как отдельную услугу аудит менеджмента иногда предлагают управленческие консультанты, хотя чаще это является составной частью более объемного пакета их услуг.

Компании executive search часто предлагают аудит менеджмента как "сопутствующий" своему основному бизнесу продукт, поскольку технология аудита менеджмента очень похожа на технологию подбора кандидатов на руководящие позиции. На КамАЗе оценивали 32 менеджеров, составлявших четыре группы: генеральный директор и его заместители, генеральные директора заводов, руководители наиболее крупных департаментов и молодые специалисты - потенциальные менеджеры. Каждый из 32 менеджеров проходил через два двухчасовых интервью: с английским консультантом и российским, которые потом обменивались мнениями. "Я думаю, многие крупные компании в России будут брать [эту услугу] на вооружение", - говорит заместитель генерального директора ОАО "КамАЗ". Впрочем, Халиков признает, что аудит компании уровня Korn/Ferry - это "слишком дорого". Но в данной ситуации КамАЗу нужна была марка авторитетного международного консультанта: "Мерседес" стоит дороже "Жигулей", но нам нужен был только "Мерседес".

Уже есть случаи, когда аудит менеджмента заказывают российские компании среднего размера. "Первое, что меня побудило [провести аудит менеджмента] - это минимизация затрат на персонал", - сообщил Юрий Большаков, президент и совладелец торговой компании "Экспорос" со штатом 300 человек. По словам Большакова, после аудита, проведенного Nickolson International, ему пришлось признать, что из девяти прошедших оценку менеджеров пять "профнепригодны". Троих уже сменили, замену другим сейчас ищут. Президент "Экспорос" считает, что "диагноз" правильный: эти пять менеджеров пришли работать в компанию как личные знакомые учредителей, но сейчас бизнес дорос до определенного уровня, ему нужны более сильные профессиональные руководители. Но пока, по признанию аудиторов, российские владельцы компаний сравнительно редко заказывают эту услугу. Чаще это делают иностранные инвесторы. Чтобы определиться с решением, покупать или не покупать компанию, они интересуются "стоимостью" менеджмента точно так же, как стоимостью недвижимости, производственных мощностей и финансовым положением планируемой к покупке компании. В этом смысле аудиторы сравнивают свою услугу с предпродажной оценкой здания. "Тот, кто дает оценку здания, не имеет права говорить [клиенту], покупать ему здание или не покупать. Он дает только цену и говорит: вот плюсы, вот минусы, а решение принимать вам", - сказал Александр Забузов, из Nickolson International.

Ольга Промптова

Опубликовано в газете
"Ведомости" 27 декабря 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Беспилотные автомобили: кто разрабатывает их в России и что мешает развитию рынка