Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Путин даст "АвтоВАЗу" 25 млрд рублей, сколько он и просил

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Эти деньги компания "проест" и снова придет просить помощи, говорят эксперты

Путин даст "АвтоВАЗу" 25 млрд рублей, сколько он и просил
Государство пообещало дать "АвтоВАЗу" 25 млрд рублей - почти столько, сколько и просил автозавод. Впрочем, эксперты говорят, что без смены руководства и политики компании деньги лишь временно помогут "АвтоВАЗу". Потом компания снова придет за помощью. Помогать государство будет не только деньгами, но и гарантиями, закупками и личным примером.

Две недели назад "АвтоВАЗ" публично просил у государства денег. Глава предприятия говорил, что нужно 26 млрд рублей. Владимир Путин, посетивший сегодня тольяттинское предприятие, одобрил помощь в размере 25 млрд рублей.

По словам Путина, деньги будут направлены на погашение кредитов предприятия. Сейчас общий долг завода составляет 44 млрд рублей, из них поставщикам компания должна 14 млрд рублей. С начала кризиса продажи Lada упали вдвое, а 2008 год "АвтоВАЗ" закончил с убытками в 6,2 млрд рублей.

Живые деньги почти без посредников

Правительство решило дать компании деньги напрямую, а не выкупать допэмиссию акций компании, как рассматривалось ранее. Против такой схемы выступала французская компания Renault, которой принадлежит 25% плюс одна акция "АвтоВАЗа".

Однако "деньги напрямую" все равно означает наличие посредника. Сначала государство сделает имущественный взнос в госкорпорацию "Ростехнологии", которая владеет блокпакетом акций завода, а корпорация уже передаст их "АвтоВАЗу" в виде беспроцентной ссуды на длительный срок. Такую схему озвучил гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов.

Однако при таком посредничестве "АвтоВАЗ" сможет получить первые деньги не раньше чем через два месяца, а заводу необходимы реальные деньги уже сейчас. "Мы попросили банки выделить короткий кредитный мостик, который позволил бы нам прожить до этого периода. Мы просим выдать этот кредит под поручительство "Ростехнологий", - заявил президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин. Речь идет о бридж-кредите в 8 млрд рублей.

Госгарантии

Обещанные 25 млрд рублей - это только часть масштабной программы поддержки крупнейшего российского автопроизводителя. По словам Путина, правительство может также одобрить для "АвтоВАЗа" госгарантии на часть кредитных средств. По словам Путина, это поможет "АвтоВАЗу" привлечь 90 млрд рублей кредитов.

Правда, с госгарантиями по кредиту ситуация оказалась сложной: выяснилось, что банки неохотно дают деньги под эти гарантии, так как в худшем случае предъявлять процентные взыскания государству они смогут только после того, как предприятие обанкротится, говорит RB.ru аналитик ИК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Впрочем, если правительство все же потребует от банков выдать кредит под госгарантии, то отказаться последние не смогут. 

Госзаказы  

Еще одна форма поддержки "АвтоВАЗа" - это госзакупки автомобилей российского производства. На это правительство выделит 12,5 млрд рублей. "Сегодня на совещании мы будем обсуждать эту тему, тендеры уже должны были начаться, я не знаю, почему они тянут. Но еще раз подчеркну, что в самое ближайшее время эти тендеры будут объявлены и проведены. И ваша доля ("АвтоВАЗа") в этом будет значительная", - приводит слова премьер-министра агентство "РИА Новости". 

Владимир Путин также решил внести свой вклад в государственные закупки. Когда рабочие завода спросили его, какую бы продукцию их производства он хотел бы приобрести, Путин ответил, что у него уже есть такая машина - "Нива". Сейчас он как раз занимается ее оформлением, добавил премьер. 

"АвтоВАЗ" снова придет просить денег 

Приезд Путина на "АвтоВАЗ" и обещание выделить деньги способствовали резкому росту котировок акций компании на ММВБ. К обеду они выросли почти на 30%. Акции выросли на положительной новости для "АвтоВАЗа", соглашается аналитик ИК "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго. Однако в основном за счет спекулянтов, которые ею воспользовались, добавляет он.

"В целом эти вливания решат проблемы "АвтоВАЗа" с ликвидностью лишь на некоторое время, однако кардинальных изменений не принесет", - говорит RB.ru Евгений Шаго. - "АвтоВАЗ" как был проблемным предприятием, так им и останется. Когда они "проедят" эти средства, то снова придут с протянутой рукой просить помощи". 

"Насколько хватит 25 млрд рублей для жизнедеятельности "АвтоВАЗа" зависит от текущей ситуации на рынке. Если продажи автомобилей продолжат падать в течение двух лет, то, думаю, "АвтоВАЗ" еще не раз будет просить помощи у государства. Аналогичная ситуация происходит сейчас c General Motors", - добавляет эксперт.

По его мнению, необходимость господдержки показывает, что собственник или менеджмент не справился с управлением предприятия. Поэтому Шаго не понимает, почему на "АвтоВАЗе", так же как и на GM, не происходит смены менеджмента. Напомним, что вчера правительство США отправило главу GM Рика Вагонера в отставку. До этого GM получил первый транш денег от Белого дома в размере $13,4 млрд, однако вскоре попросил о дополнительных вливаниях в размере еще $16,7 млрд.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах