Архив rb.ru

Путин о новых экономических задачах и "презумпции добросовестности бизнеса"

Архив rb.ru

Путин готов изменить систему, чтобы расчистить поле для бизнеса

Путин о новых экономических задачах и "презумпции добросовестности бизнеса"
Присоединиться

Сегодня в газете "Ведомости" глава правительства и кандидат в президенты Владимир Путин рассуждает о государственном контроле за деятельностью бизнеса, которая, по его мнению, должна основываться на презумпции его добросовестности. Путин пишет, что мы живем в эпоху великих возможностей, он полон оптимизма и готов все изменить в государстве, чтобы решить проблему капитала и делового климата.


Свою статью Путин начал довольно таки патетично - с рассуждений о кардинальных переменах в экономической жизни всего мира и восхищений новейшими технологиями он плавно перешел к размышлениям о глобальной конкуренции. "Мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением, - пишет глава правительства. - Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности".

 

Далее премьер пишет, что в подобных обстоятельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни - от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства.

 

Россия имеет непозволительную экономику


Затем Путин вспомнил, как за счет природных ресурсов СССР удалось построить экономику, которая стала органичной частью мировой.

И сравнил с текущей экономической ситуацией: "Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно - сильнее, чем большинство других стран". Путин сетует на крайне высокую зависимость от импорта и колебания цен на основные экспортные товары, то есть от факторов, которые Россия не контролирует.

 

"Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - для России непозволительно, - заявляет премьер. - Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы".

 

Главным источником создания новых производств, новых рабочих мест должны стать частные инвестиции. Здесь Путин признает, что Россия значительно проигрывает странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Далее он пишет о том, что в конце 90-х он был вынужден плодить олигархию: "В самом начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. Сохранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе 5-10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне.

 

Речь ведь не о каком-то заговоре специально против России. Дело совсем в другом. Посмотрите, как ведет себя международный капитал в обстановке нестабильности, турбулентности, ощущения близкого кризиса: для спасения национального ядра своего бизнеса он не задумываясь выводит средства из развивающихся рынков".

 

Оказывается, во всем виновата коррупция


Далее Путин перечисляет необходимые, по его мнению решения проблемы капитала. Первое - увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Для этого Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями. "Рынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких препятствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий", - пишет Путин. 

 

Второе - нужно решить проблему делового климата в стране. Главной проблемой здесь Путин считает системную коррупцию: "Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае - не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой "договорившийся" бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий".

 

По мнению российского премьера, необходимо расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции. "Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов", - пишет Путин.

 

Россия должна догнать Казахстан


В качестве примера он приводит соседний Казахстан, с которым Россия с 1 января этого года находится в режиме единого экономического пространства. "Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия - 120-е, - сетует глава правительства. - Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса".

 

По мнению премьера, необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. "Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением", - отмечает кандидат в президенты.

 

Путин также посетовал на то, что средства населения почти не работают на рынке капитала. Проблему он предлагает решать через программы вовлечения в инвестиции средств населения, то есть через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. А для этого необходимо добиться устойчивого снижения инфляции. "Рост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает стимулы откладывать средства на будущее, - продолжает Путин. - Поддержка формирования длинных денег должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет. Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленных эффектов". Главным условием успешности этого плана он считает быстрый рост среднего класса, готового вкладывать свои деньги в более качественное медицинское обслуживание, в лучшее жилье, в более высокие пенсии.

 

Специально для представителей оппозиции Путин сделал оговорку: "Все сказанное не означает, что мы в какой-то степени отступим от системы бесплатного образования и здравоохранения, перестанем повышать традиционные пенсии. Не отступим, будем поднимать качество услуг, которые гарантированы каждому гражданину нашей страны Конституцией. Этому будет посвящена отдельная статья".

 

"Киты" не должны мешать развитию частного бизнеса


Искусство управления экономикой в современных условиях Путин видит, прежде всего, в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой. "Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности", - резюмирует премьер.

 

Рассуждая о планах приватизации ряда ключевых активов, он отмечает, что приватизация носит не фискальный, а структурный характер: "Мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы. Но продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка, просто глупо. Ни один хозяин так не поступит.

 

По мнению Путина, следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая "Газпром", в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги.

 

Премьер рассчитывает ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. "Киты" не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов", - резюмирует Путин.

 

Идеи Путина верны, но не новы


Аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин отмечает, что трудно согласиться с премьером относительно того, что сложившаяся плохая ситуация с движением капитала и инвестиционным климатом - это следствие событий конца 90-х - начала 2000-х. "Отнюдь - это следствие конца 2000-х годов, когда в то время как другие страны - наши конкуренты - улучшали инвестиционный климат, в России он ухудшался, в результате чего мы сильно отстали от многих других развивающихся стран и многие эксперты аргументированно говорят, что России - не место в BRICS - пятерке наиболее динамично развивающихся Emerging Markets".

 

Относительно таможенного союза - дело хорошее, не поспоришь, продолжает эксперт. "Большой общий рынок это хорошо, но нужно думать и о развитии свободной конкуренции - без этого общие правила игры работать не будут", - заметил он в разговоре с RB.ru.

 

Насчет необходимости реформы государства и правоохранительных органов, борьбы с коррупцией - все правильно, но это общие слова, которые мы слышим много лет, тогда как на деле ситуация только ухудшается, считает он. "А почему раньше ничего не делалось? Какие конкретные механизмы?", - вопрошает эксперт.

 

То же самое, по его словам, касается и развития рынка капитала - никто не спорит с тем, что его нужно развивать, и накопления граждан должны работать на благо экономики. "Но снова нет механизмов - как и что он собирается делать, только общие фразы", - резюмирует Карыхалин.

 

Есть рычаг для реализации


Предложения, озвученные Путиным "реальны"  потому, что эта политика, в той или иной мере, проводится уже более 10 лет, отмечает главный экономист ИХ "Финам" Александр Осин. "В предложениях нет ничего принципиально нового. Одновременно с сохранением "фасада" свободного рынка проводится усиление государственного регулирования и планирования", - говорит он.

 

Необходимость в усилении роли государственного планирования и регулирования диктуют сами российские реалии: "климатический налог", низкая плотность населения, сложная обстановка и повышенные риски на геополитической "периферии", традиционные внутренние противоречия многонациональной страны и ряд других, порожденных уже современным развитием экономики РФ факторов. Там, где возможности по усилению роли государства не "прописаны" в законе, подобная ситуация вызывает рост роли личных контактов, применение государством мер, связанных с административными рычагами влияния.

 

Российская экономика, для своего выживания, таким образом, голосует против неэффективных для нее западных моделей развития. Впрочем, и сами эти модели развития в западных странах также в ближайшие годы вполне возможно претерпят изменения, схожие с российскими, считает Осин.

 

Свободный рынок развитых стран в условиях дефицита финансовых, сырьевых ресурсов порождает и усиливает монополии. Монополии не ведут бизнес в интересах всего общества. В результате возникают социально политические риски, риски торможения в развитии, возвращения мировой экономики и общества в феодальную эпоху, где монополии играют роль "удельных княжеств". Потребуется новый временной цикл, чтобы вернуть обществу и экономике возможность свободного развития на базе большей доступности базовых ресурсов для всех экономических агентов.

 

Западные политики уже сделали вывод и заняли соответствующие своим взглядам позиции, оценивая подобные модели и перспективы. Программа Президента США Барака Обамы как раз и готовит общество к тому, что роль государства будет расти, а бюджет усилится за счет донорства наиболее обеспеченной части общества и наиболее рентабельных монополий. "Но проблема западных экономик состоит в том, что предстоит работа по смене идеологии бизнеса, частного предпринимателя, - напоминает Осин. -   Основной вопрос состоит в том, готов ли бизнес делиться доходами и экономическим влиянием с государством для построения в долгосрочном периоде новой более эффективной модели экономики. От того, насколько эффективно будет развиваться частно-государственное партнерство, зависит долгосрочная стратегия развития ЕС, США, Японии, России. Чем быстрее это будет понято в крупнейших капиталистических экономиках, тем скорее они начнут успешно конкурировать с экономиками Азии, Латинской Америки, изначально применявшими модели развитого частно-государственного партнерства".

 

Таким образом, предполагается сохранение "ручного режима" управления экономикой, в том числе в части увеличения инвестиций со стороны ее частного сектора, полагает Осин.

 

Налоги будут


Отвечая на вопрос о вероятности появления "налога на богатых", эксперт RB.ru заметил, что подобные меры, как и упомянутые в статье другие меры пополнения бюджета за счет  роста налоговых доходов по ряду направлений, предлагаются в РФ в рамках мировой тенденции. "Вероятность их применения весьма высока, поскольку РФ, развитым странам приходится конкурировать с развивающимися странами, бюджеты которых способны существенно более эффективно поддерживать инновационный спрос", - говорит он.

 

Проблема в том, что в анонсированных предложениях, по сути, не предлагается ничего нового в рамках политики развитых стран по "оптимизации капитализма". "Это создает угрозу того, что Россия со своими изначально более высокими инвестиционными рисками не сможет предложить инвестиционному сообществу конкурентоспособных идей. Впрочем, эти риски существуют и для развитых экономик с их долговыми, сырьевыми, внутриполитическими и бюджетными проблемами", - резюмирует он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гроссмейстер для бизнеса. Почему в корпорациях и стартапах растет спрос на аналитиков
  2. 2 На высоте технологий
  3. 3 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях