Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Путин отменил госмонополию на бренд "Россия"

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Государство разрешило бизнесу использовать его в коммерческих целях

Путин отменил госмонополию на бренд "Россия"
Глава правительства Владимир Путин признал утратившим силу постановление, налагающее запрет на использование слов "Россия" и "Российская Федерация" и их производных в названиях негосударственных организаций и коммерческих фирм. Таким образом ограничения на использование слова "Россия" в названиях организаций сняты. По мнению экспертов, использование данных слов за редким исключением не несет особых дополнительных преимуществ производителям.

Своим постановлением №30 от 26 января 2010 года правительство признало утратившим силу постановление № 1463 от 7 декабря 1996 года "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация".  Об этом сообщается  на сайте правительства. 

До этого такие слова было разрешено использовать только политическим партиям, профсоюзам, религиозным объединениям, а также общественным объединениям, имеющим статус общероссийских. В названиях организаций наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания могли применяться только на основании актов президента и правительства.

Если какая-либо организация хотела получить заветные слова в своем названии, ей нужно было подавать заявление в специальную межведомственную комиссию. Среди прочих документов нужно было представить пояснительную записку с описанием причины, по которой организация могла бы гордо носить в названии имя страны. Затем в случае положительного решения комиссии распоряжение утверждалось в правительстве. За честь называться "российским" надо было заплатить от 100 МРОТ при регистрации до 0,5% от стоимости реализованной продукции в зависимости от организации.

Вводя в 1996 году запрет на использование данных слов, правительство обосновало это тем, что "практически неразличимые названия негосударственных организаций и государственных органов вводят граждан в заблуждение". В документе также отмечалось, что государственные регистрационные органы не всегда проверяли обоснованность использования этих слов в названиях.

Изначально иметь слово "Россия" в названии могли организации,  в которых более 75% акций принадлежит государству. Затем требования были смягчены, чтобы позволить ряду крупных компаний с меньшей госдолей сохранить свое название и избежать дорогостоящего  ребрендинга. С помощью правительственных разрешений из-под удара были выведены такие компании как "Аэрофлот - Российские авиалинии", Сбербанк России, санкт-петербургский банк "Россия" и ряд других.

Надо признать, что еще до введения запрета не так много компаний использовали эту возможность. Когда запрет вступил в силу, это доставило неудобство ряду компаний: кто-то впоследствии получил разрешение, кто-то переделал название. Типичный случай, когда в названиях филиалов и представительств иностранных компаний слово "Россия" заменялось на "Рус" и т.д.  Но далеко не после снятия запрета захотят вернуться к прежним названиям.

По мнению опрошенных RB.ru экспертов нынешнее снятие запрета не должно привести к резкому увеличению количества организаций, которые заходят использовать в своем названии слово "Россия". При разработке новых названий компаниями  вряд ли эти слова будут много использоваться, т.к. в подсознании предпринимателей останется возможность нового запрета.

"За редким исключением использование слова "Россия" не несет дополнительной ценности", - отмечает в беседе с RB.ru управляющий директор "Брендлаб" Александр Еременко. По его словам, использование этих слов представляет интерес для компаний, продвигающих"исконно русскую" продукцию по типу водки, икры и мехов. Особенно это актуально для производителей, ориентирующихся на экспорт, остальным производителям для того, чтобы специально включать название "Россия" в свой бренд, особо хвастать нечем.

В целом эффект от использования данных слов в конечном счете будет скорее нейтральным, сказал RB.ru управляющий партнер V-RATIO Олег Чернозуб. Компании, которые рассчитывают на краткосрочный эффект, на волне новизны могут проявить интерес, однако "серьезные" компании, которые выстраивают долгосрочную политику, вряд ли будут "дергаться". 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что в имени тебе моём: как предпринимателю работать под псевдонимом
  2. 2 Инклюзивный маркетинг: теперь не на вторых ролях
  3. 3 Уверены, что правильно доносите идею вашего бренда? Вот как это проверить
  4. 4 Количество владельцев криптоактивов в России достигло 34 млн человек
  5. 5 Совет директоров Softline возглавил бывший президент «Вымпелкома»