Архив rb.ru

Путин "прошелся" по российским дорогам и подрядчикам

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

За 9 лет на дороги будет выделено 8 трлн рублей, но расходы надо контролировать, поручил премьер

Путин "прошелся" по российским дорогам и подрядчикам
Судьбоносный для России вопрос решался в понедельник в Твери - как повысить эффективность строительства дорог. Премьер-министр Владимир Путин поручил сделать все, чтобы стоимость километра трассы не бралась с потолка, тщательно отбирать подрядчиков и жестко контролировать расходы. А контролировать есть что: федеральный и региональные дорожные фонды до 2020 года аккумулируют около 8 трлн рублей.

На сегодняшнем совещании Путин признал крайне важной тему дорог для России, состояние инфраструктуры, по его словам, уже стало «притчей во языцех». При этом плохие дороги ограничивают экономический рост, отражаются на экологии, указал премьер и добавил, что в вопросе строительства дорог нужен качественный прорыв, а не отдельные успешные проекты, как, например, трасса Чита-Хабаровск.

Государство не скупится, нужен контроль

До 2020 года только в рамках федеральных проектов, как рассказал Путин, планируется построить 18 тыс. км дорог, причем другого класса, с современными развязками, с увеличенной пропускной способностью, с большим количеством полос.

Государство на дороги не скупится, уверяет глава правительства. По его подсчетам, с 2002 по 2010 год было потрачено 2,7 трлн рублей. При этом премьер указал, что надо сделать все, чтобы цены за 1 км дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам. «Нужно жестко контролировать расходы», - отметил Путин.

Контролировать есть что: федеральный и региональные дорожные фонды до 2020 года аккумулируют около 8 трлн рублей, которые пойдут на ремонт действующих и строительство новых автодорог. Путин уточнил, что, согласно предварительной оценке, в федеральном дорожном фонде будет аккумулировано суммарно 4,5 трлн рублей, из которых 2,7 трлн будут направлены на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 трлн - на ремонт и содержание. Объем региональных дорожных фондов составит 3,9 трлн рублей. Но этого может быть недостаточно, считает премьер.

Средняя стоимость строительства километра автомобильной дороги составляет от 150 до 500 млн рублей, в зависимости от типа дороги и места ее расположения, рассказывает RB.ru ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В эту цену включено само строительство дороги - геодезические работы, земляные работы, обустройство прилегающей территории. На формирование стоимости километра дороги влияют географические и геологические условия в месте прохождения будущей дороги, количество и протяженность дорожных сооружений, количество полос движения на дороге, ширины полос движения, стоимость машин и механизмов, а также стоимость оборудования, сырья и строительных материалов и прочие факторы.

«Подсчитать коррупционную составляющую вряд ли возможно, но то, что она есть, можно не сомневаться. Это не только деньги, выделяемые на взятки чиновникам, но и  некачественные материалы, идущие на покрытие дорожного полотна, несоблюдение норм и стандартов, из-за чего дороги не выдерживают заявленный срок службы, приходят в негодность гораздо быстрее, что вынуждает расходовать новые средства, в том числе и на пресловутый "ямочный ремонт". Очень приблизительно все это можно оценить в 10% от стоимости одного километра дороги», - говорит RB.ru эксперт.

Предложений по эффективному контролю расходов уже было так много, что уже непонятно, какие из них могут сработать, а какие нет, продолжает Баранов. По его мнению, нужно вводить персональную ответственность руководителей компаний за соблюдение срока службы дорог и, возможно, что деньги им сразу перечислять не стоит, а лишь после выполнения каждого этапа работ с тотальной проверкой результатов.

«Психология временщиков»

Прокладывать дорогу и полностью отвечать за ее содержание должен один подрядчик, что искоренит «психологию временщиков», считает Путин. По его мнению, они будут вынуждены строить добротно, чтобы потом не ремонтировать. "Должны отбираться лучшие подрядчики, которые не только предлагают лучшие условия, но и обладают при этом необходимой производственной базой, технологиями и репутацией на рынке", - сказал премьер.

Премьер также поручил профильным ведомствам подготовить предложения по сокращению сроков изъятия земель под строительство магистралей и упрощению получения прав на разработку месторождений при реализации крупных инфраструктурных проектов и федеральных целевых программ. По словам Путина, отвод земли под строительство - это почва для злоупотреблений: те, кто владеет информацией о грядущей стройке, скупают участки на месте планируемого строительства.

Проверить цены на песок

Кроме того, ФАС по поручению Путина проверит обоснованность роста цен на стройматериалы. «Сегодня видели новые материалы для покрытия - битум, - рассказал Путин. - Но они не значатся в ГОСТах. Замучаешься согласовывать, начнутся хождения по инстанциям, а это круги ада». По его словам, понятно, что цены на битум вызваны ростом цен на мировом рынке, «но здравый смысл должен быть, и ценообразование должно исходить из внутренней конъюнктуры». Путин даже знает о том, что на месторождения песка и гравия вблизи стройки устанавливается монополия, и в отдельных случаях цены взлетают чуть ли не в шесть раз.

Дорогие дороги

Ранее Всемирный банк посчитал, а потом пересчитал и уточнил стоимость содержания и ремонта дорог в России. Сначала в докладе утверждалось, что расходы на 1 км федеральных магистралей составляют $25-55 тыс., потом цифра снизилась до 8038 евро, то есть примерно как в Финляндии. В первоначальном докладе ВБ посоветовал России увеличить расходы на модернизацию изношенных автодорог до 2% ВВП. Кроме того, эксперты банка отметили, что правительству РФ необходимо найти дополнительные источники финансирования дорожной отрасли. Так, по мнению специалистов ВБ, в нашей стране можно повысить налог на топливо, увеличить сборы за выдачу регистрационных номерных знаков и стоимость проезда по платным трассам.

Потом, правда, появилась аналитическая записка Центра поддержки региональных исследований, в которой указывалось, что многополосные дороги в России в 2-4 раза дешевле американских и китайских, равны по стоимости норвежским и на 5% дороже германских.

Напомним, в июле прошлого года журнал Esquire подсчитал затраты на строительство дорог к Олимпиаде-2014 в Сочи и пришел к выводу, что на выделенные деньги можно было выложить магистрали самыми дорогими деликатесами. Строительство 48 километров дорог в Сочи стоит порядка $7,5 млрд, на эти деньги, по подсчетам издания, можно выложить этот участок дороги слоем гусиной печени фуа-гра или пятисантиметровым слоем трюфелей, можно использовать вместо асфальта устрицы, черную икру или сделать ручеек из коньяка Hennessy глубиной в 12 см. Так журнал хотел обратить внимание общественности на коррумпированность российских чиновников, в связи с чем магистрали в России являются чуть ли не самыми дорогими в мире.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter