Архив rb.ru

Путин разъяснил мировой элите причины финансового кризиса

Архив rb.ru
Илья

Илья

При этом российский премьер сделал все, чтобы продемонстрировать Западу свой либеральный настрой

Путин разъяснил мировой элите причины финансового кризиса
Присоединиться

  Премьер России Владимир Путин в среду выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Хотя местами его заявления напомнили наблюдателям знаменитую "мюнхенскую" речь 2007 г., однако либеральный настрой в отношении вопроса о госрегулировании показал, что Россия ищет компромисса с Западом.

Одна из целей поездки Владимира Путина в Давос - привлечение иностранных инвестиций, говорил на днях его пресс-секретарь Дмитрий Песков. О смягчении риторики Путина в адрес Запада эксперты заговорили после его интервью агентству Bloomberg, предшествовавшему поездке в Давос. "Почему-то сложилось мнение, что я - истребитель миллиардеров. Это не так, - говорил премьер. - Я ставил перед собой цели, чтобы все жили по правилам, которые называются законами". А к иностранным инвесторам он пообещал относиться "как к родным" и защищать их интересы.

О колоссальных дисбалансах

Открывать Давосский форум выпало главам стран с развивающимися экономиками - не европейцам и американцам, а китайскому и российскому премьерам Вэнь Цзябао и Владимиру Путину.

Путин начал с изложения причин мирового кризиса. "Это провал сложившейся финансовой системы, - заявил он, - результат низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета".

За последние годы, по его словам, накопились "колоссальные дисбалансы" между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостью активов, между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками его обеспечения. "Серьезный сбой дала сама система глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги", - отметил Путин.

Завышенные ожидания

В такой системе целые регионы мира оказались на периферии глобальных экономических процессов, а благосостояние распределялось весьма неравномерно как внутри стран, так и между странами и регионами.

"Наконец, этот кризис - еще и порождение завышенных ожиданий, - отметил Путин. - Были неоправданно раздуты аппетиты корпораций относительно постоянно растущего спроса... Это было не заработанное благополучие, а благополучие в долг, за счет будущих поколений". В результате "пирамида ожиданий" начала рушиться.

Как обычно, от Путина досталось в первую очередь США: страна, которая печатает одну мировую валюту, безнадежно скомпрометировала себя, заявил Путин. Он припомнил, что "американские друзья еще год назад говорили о безоблачном развитии и перспективах мировой экономики".



Соблазн госрегулирования

В отличие от вышеназванных тезисов, которые звучали из уст российских премьера и президента уже неоднократно, гораздо мягче выглядели положения, высказанные Путиным в отношении вопроса влияния государства на экономику. Путин предостерег от чрезмерной опасности такого влияния, опасности утраты духа предпринимательства и заявил, что бизнес нуждается в списании безнадежных долгов.

Усиление роли государства в условиях кризиса - естественная реакция на провалы рыночного регулирования, сказал Путин, "однако вместо того, чтобы заняться усовершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике. Оборотная сторона антикризисных мер почти во всех государствах - это концентрация в руках государства избыточных активов", - отметил премьер.

Путин призвал отказаться от изоляционизма в экономике как средства уберечься от кризиса и от протекционизма. Премьер предложил в условиях кризиса списать бизнесу долги и плохие активы и заявил о необходимости создания нескольких резервных валют. Со стороны России премьер пообещал, что она не пойдет по пути изоляционизма.

Чуть позже известный предприниматель Майкл Делл признался Путину, что был поражен, услышав от него слова об опасности избыточного участия правительства в экономике. "Я был удивлен услышать это из ваших уст, - сказал он. - Шесть месяцев назад я бы никогда не представил, что услышу это от вас". (Подробнее см. в дополнительном материале.)

Путин пообещал продолжать снижать налоги энергетическим компаниям. В заочной полемике с объявленным курсом Евросоюза на независимость от российских энергопоставок, премьер выразил мнение, что единственный путь для гарантии "подлинной" энергобезопасности - взаимозависимость продавцов, потребителей и транзитеров энергоресурсов, включая обмен активами, без дискриминации или двойных стандартов. Какими активами могли бы меняться игроки на мировом энергорынке, Путин не сказал, но в очередной раз похвалил новые газовые пути - Северный и Южный потоки.

Вопросы Путину, среди прочих, задавали знаменитые управленцы и предприниматели, среди которых были Карлос Гон из Renault Nissan и основатель компании Dell Майкл Делл. На вопрос Гона, будет ли Россия помогать национальным чемпионам, премьер ответил, что уже помогает - снижая налоги, например. А на вопрос Делла, надо ли помогать России в развитии технологий, Путин съязвил: помогать нужно нищим и убогим, а мы справимся сами, - и заметил, что у нас одна из лучших математических школ в мире, а программа "Электронная Россия" помогла обеспечить доступ в интернет всем без исключения школам страны.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter