Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Путин создал судоходного монополиста

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Судоходные компании "Совкомфлот" и "Новошип" объединяют

Путин создал судоходного монополиста

Вчера президент России наконец-то поставил жирную точку в деле слияния двух крупнейших судоходных компаний России: "Современного коммерческого флота" ("Совкомфлот") и "Новороссийского морского пароходства" ("Новошип"). Владимир Путин одобрилобъединение двух компаний в форме поглощения "Новошипа" "Совкомфлотом", который получит контрольный пакет в пароходстве. Сделка должна завершиться через восемь месяцев. (см. допматериал).

В результате консолидации активов, принадлежащих государству, в России появится самая крупная судоходная компания. На мировом рынке она сможет стать пятой по дедвейту (грузоподъемности) флота танкерной компанией. Стоимость ее активов оценивают в "Совкомфлоте" в районе $5 млрд.

Эта сделка не является неожиданностью. Идея объединения компаний появилась еще в 2003-2004 годах. Правда, от слияния планировалось получить более крупную по величине танкерную компанию, которая заняла бы сразу второе или третье место в мире. Однако, как посетовал недавно помощник президента России и председатель совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов, объединение "Совкомфлота" и "Новошипа" затянулось: "Это необходимо было сделать еще год назад, однако российская бюрократия работает так же, как и во всем мире".

Этим и воспользовались мировые конкуренты, которые продолжают объединяться и укрупняться. В конце января одна из крупнейших в мире судоходных компаний канадская Teekay, зарегистрированная на Багамах, в консорциуме с датской транспортной группой DS Torm, приобрела компанию OMI за $2,2 млрд. Это второй по величине в США перевозчик нефти и нефтепродуктов. После российских "Совкомфлота" и "Новошипа" компания OMI занимала девятое место в мире в рейтинге мировыхморских перевозчиков энергоносителей по размеру флота.

В итоге, не смотря на то, что стоимость объединенной компании возрастет до $5 млрд, по оценке гендиректора "Совкомфлота" Сергея Франка, "Совкомфлот" и "Новошип" вкупе смогут дать миру только пятую по величине танкерную компанию.
Но все же объединение позволит создать компанию с флотом 103 судна дедвейтом 7,2 млн. тонн. Аналитики Банка Москвы не исключают, что реструктуризация проводится в преддверии вывода объединенной компании на биржу посредством IPO.

Аналитик "Ак Барс Финанс" Олег Судаков оценивает стоимость объединенного актива более скромно - в $3,5-4 млрд. В любом случае, новой танкерной компании не стать третьей в мире. Однако, она точно сможет обогнать Frontline (3,4 млрд) и не сможет перегнать малазийскую MISC Berhad, подконтрольную государственной нефтекомпании Petronas. По стоимости малазийская компания более чем в два раза превосходитобъединенную российскуюи оценивается в $10,77 млрд. Сумеет ли "Совкомфлот" вместес "Новошипом" справится с лидером танкерного рынкасреди частных компаний Teekay, капитализация которой оценивается в $4,2 млрд, пока под вопросом.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность