Путин запустил нефтепровод ВСТО в Азию

Расскажите друзьям
Данара
Данара

Денег на трубопровод правительство не жалеет: он снижает риски экспорта нефти

  Сегодня премьер-министр России Владимир Путин ввел в эксплуатацию нефтепроводную систему "Восточная Сибирь-Тихий Океан" и дал старт отгрузке первого танкера с нефтью, передает ИТАР-ТАСС. Теперь у России появилось больше свободы в выборе путей поставок нефти, отмечают эксперты.

Нефтепровод ВСТО призван соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Решение о его строительстве было принято 31 декабря 2004 года. В ноябре Транснефть завершила строительство ветки Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область, у границы с Китаем) протяженностью 2 757 км. От Сковородино нефть доставляется в тихоокеанскую бухту Козьмино-2 (Приморский край) - пока по железной дороге.  К 2012 году Транснефть планирует завершить вторую очередь ВСТО от Сковородино до Козьмино-2.

Сейчас также сооружается 67-километровый нефтепровод от Сковородино до Китая. Пропускная способность ВСТО в 2010 году составит 300 тыс. баррелей нефти в день. В 2011 году пропускная мощность первой очереди ВСТО увеличится до 600 тыс. баррелей в день (30 млн т в год). Проектная мощность всего нефтепровода - 1,6 млн баррелей в день (80 млн т в год).

Среднесуточный экспорт нефти из России сейчас находится на уровне 7,4 млн баррелей. Всего в 2009 году Россия планирует добыть 490 млн тонн нефти.

ВСТО мог обойтись дешевле

Первую очередь ВСТО запускал в Козьмино лично премьер. По словам Путина, строительство первой очереди проекта стоило 360 млрд рублей ($12,23 млрд). Еще 60 млрд руб. ($2,04 млрд) израсходовано на строительство порта в Козьмино. Общая стоимость проекта составляет 491,3 млрд руб. ($17 млрд). Деньги на ВСТО выделил Китай, предоставив 25-миллиардный кредит на строительство нефтепроводной системы.

Сметная стоимость строительства первой очереди ВСТО неоднократно повышалась. В 2004 году она составляла $6,65 млрд. В 2006 году стоимость увеличилась до $11,2 млрд в связи с выносом нефтепровода за пределы водосборной территории Байкала и резким ростом цен на трубы. В августе 2007 года "Транснефть" объявила о повышении сметы из-за инфляции до $12,5 млрд.

Незадолго до своего ареста экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский предлагал построить нефтепровод в Китай всего за $4 млрд и даже добился его включения в китайский пятилетний план.

Добыча восточносибирской нефти не выгодна

Помимо дороговизны проекта еще одной проблемой для ВСТО является заполняемость. Нефтедобыча в Восточной Сибири выйдет в следующем году максимум на 18 млн тонн. По оценкам генерального директора "Роснефти" Сергея Богданчикова, себестоимость добычи одного барреля нефти и его транспортировка до трубопровода "Транснефти" равна $80. Поэтому, утверждает он, добыча восточноевропейской нефти станет рентабельной при мировых ценах  на нефть около $137/баррель. Для того чтобы ускорить освоение ресурсов, правительство обнулило с 1 декабря сроком на 5-7 лет экспортную пошлину на нефть, добываемую на 13 восточносибирских месторождениях. Количество льготных месторождений может быть увеличено.

Большую часть нефти (около 15 млн т нефти в год начиная с 2011 года) для ВСТО будет поставлять "Роснефть" с Ванкорского месторождения, в разработку которого компания вложила $7 млрд. Сегодня нефтью с этого месторождения был наполнен первый танкер в Козьмино.

1-2 января 2010 года еще одна компания - ТНК-BP - отправит из порта Козьмино танкер с нефтью Верхнечонского месторождения. В ТНК-BP рассчитывают, что с первого квартала 2010 года будет экспортировать через новую нефтепроводную систему порядка 40 тыс.баррелей в день, или 500 тыс. тонн нефти за квартал.

Месторождения Восточной Сибири в 2009 году принесут "Сургутнефтегазу"более 1,9 млн т нефти, в т.ч. Талаканское и Алинское месторождения.

Активно изучает залежи нефти в Ямало-Ненецком автономном округе и Восточной Сибири "Славнефть". В этом году на эти цели компания выделит $57 млн. В 2013 году "Славнефть" запустит Западно-Мессояхский и Восточно-Мессояхский участки в промышленную эксплуатацию. Кроме того она владеет Куюмбинским месторождением, северо-восточным участком Терско-Камовского лицензионного блока, а также несколькими другими месторождениями.

По мнению аналитиков, опрошенных Financial Times, ВСТО может служить России политическим оружием. Газета ссылается на неназванных нефтяных трейдеров, которые утверждают, что "Транснефть" планирует в январе приостановить экспорт нефти через украинские порты на Черном море и вместо этого поставлять сырье в Козьмино. Эту информацию опровергает сама компания. После 2012 года Россия увеличит нефтедобычу с 1 млн баррелей в день до 11 млн баррелей в день, поэтому она сможет продавать нефть и на Запад, и на Восток, говорится в сообщении "Транснефти".

ВСТО наполнится уже в 2011 году

"Работы в Восточной Сибири ведутся по графику, мы никуда не опаздываем, - говорит RB.ru аналитик "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. – Максимум через год мы будем экспортировать через ВСТО порядка 30 млн т нефти в год. Все затраты окупятся "Транснефтью" за счет повышения тарифов". Срок окупаемости при этом превысит 10 лет, считает Валерий Нестеров. Относительно проекта Ходорковского аналитик отметил, что он предусматривал поставки нефти только в Китай, и по этому причине не был реализован.

Уже к 2011 году ожидается полная загрузка первой очереди ВСТО-1, - подтверждает RB.ru Александр Еремин, аналитик ИК "ФИНАМ". - Ввод в эксплуатацию второй очереди ВСТО-1 мощностью 50 млн. тонн ожидается к 2014 году. 

Ресурсную базу ВСТО-1 на ближайшие пять лет до ввода второй очереди нефтепровода будут составлять крупные нефтяные месторождения Восточной Сибири, крупнейшие из которых Ванкорское, Верхнечонское и Талаканское. Ожидается, что в пике добычи, который будет достигнут в долгосрочном периоде, Ванкорское месторождение Роснефти обеспечит 25 млн. т в год, Верхнечонское месторождение ТНК-ВР - 9 млн. т в год, а Талаканское месторождение - 6 млн. т в год. С вводом второй очереди ВСТО-1 нефть будет поставляться с более мелких месторождений Восточной Сибири, которые сейчас находятся в разработке. Кроме того, нефть будет приходить из основной системы Транснефти через нефтепровод Пурпе-Самотлор.

Аналитик отмечает, что из-за запуска ВСТО-1 Федеральная служба по тарифам повысила тарифы на транспортировку нефти на 16%. "Проект не является убыточным и задумывался не из-за политических целей. По нашим оценкам, период окупаемости проекта при затратах $13 млрд. составит около 8-10 лет", - утверждает Александр Еремин.





Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase