Архив rb.ru

PwC: рынок ритейла в России определяется с выбором стратегии роста

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Сетевая розница достигла той стадии развития, когда надо принимать стратегические решения развития

PwC: рынок ритейла в России определяется с выбором стратегии роста
Присоединиться
Российский рынок сетевого ритейла, переживая бурный рост, столкнулся с симптоматическими проблемами. Речь идет о выборе стратегии дальнейшего развития, дефиците топ-менеджеров и административных барьерах, говорится в исследовании PricewaterhouseCoopers. Впрочем, динамика роста этого сегмента рынка пока сильнее любых препятствий.

PricewaterhouseCoopers представила сегодня свое первое исследование российского рынка розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами "Ритейл сегодня и завтра". Исследование базируется на проведенном в 4-ом квартале 2007 года онлайн-опросах 23-х топ-менеджеров и 5 личных бесед с руководителями сетевых компаний.

За последние пять лет рынок ритейла благодаря растущей покупательской способности россиян достиг той стадии развития, когда необходимо принимать стратегические решения. В первую очередь это касается эффективного развития и расширения бизнеса, говорится в исследовании.

Каким путем пойти

Сейчас рынок розничной торговли очень фрагментирован: на долю 5 ведущих компаний розничной торговли приходится всего лишь 5-6% рынка (для сравнения: в Великобритании четырем ведущим компаниям принадлежит 85%). Однако пока, по данным PwC, ритейлеры скорее ориентируются на органический рост, чем на покупку конкурентов.

Благо, рынок это позволяет: у него как отмечает PwC, "огромный потенциал", и пока в России еще есть ниши современных форматов розничной торговли и брендов. Наиболее привлекательные сейчас форматы розничных магазинов - гипермаркеты и дискаунтеры у дома, отметил RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченко.

Наиболее предпочтительной стратегией развития бизнеса опрошенные руководители назвали создание новых розничных компаний. Из них большинство готовы пойти путем аренды (91%), строительства (69%) и приобретения торговых площадей (50%). Сделать ставку на слияние и поглощение готовы лишь 44% руководителей. Основная причина - завышенные цены на объекты приобретения (89% опрошенных).

"Торговая недвижимость действительно дорожает, но ее дефицит, который сейчас на рынке наблюдается, а также жесточайшая конкуренция между крупными игроками, делают привлекательными для поглощения успешных ритейлеров в регионах", - говорит Сергей Фильченко. Именно за регионы сейчас и разворачивается основная битва. И здесь крупные розничные сети готовы скупать конкурентов. В частности, X5 Retail Group выкупает своих наиболее эффективных франчайзинговых партнеров.

Привлечение финансов

В качестве оптимальных путей финансирования развития бизнеса руководители назвали долговое финансирование (84%) и использование прибыли компании (79%). И только некоторые рассматривают варианты стратегического инвестирования и IPO (по 16%). По словам аналитика ИК "Финам", у сетевых ритейлеров сейчас множество путей привлечения капитала для развития. Это стратегические инвесторы, иногда привлекаются синдицированные банковские кредиты, при этом на весьма благоприятных условиях. Кроме того, возможна и допэмиссия своих акций, что сейчас готовится сделать сеть "Магнит" на Лондонской фондовой бирже.

Нехватка кадров и административные барьеры

В качестве барьеров, негативно влияющих на российский рынок розничной торговли, респонденты отметили административные барьеры (77%), рост конкуренции (55%), инфраструктурные проблемы (45%). Кроме того, все игроки рынка указывают на острый дефицит кадров руководителей высшего (100% опрошенных) и среднего (30%) звена и высокий уровень ротации персонала в магазинах.

В последнее время повышенный интерес к торговым сетям проявили Минсельхоз и антимонопольная служба, а налоговики объявили 2008 год "годом торговли", регулярно заводя на ритейлеров крупные дела за использование "серых" схем ввоза товара в Россию. Эксперты отмечают, что давление налоговиков может способствовать консолидации на рынке: ведь к налоговым схемам прибегают в основном региональные сети, получая таким образом конкурентное преимущество перед крупными компаниями. Лишившись его, "регионалам" намного сложнее противостоять экспансии.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 X5 Group запустила программу оплачиваемых стажировок для студентов и выпускников вузов
  2. 2 Корпорации научат: где получить «вышку» от «Яндекса», Group-IB и других компаний
  3. 3 Как прогнозируют спрос в X5 Retail Group?
  4. 4 Анастасия Григорьева (X5 Retail Group) и Александр Аникин (Kinian) – о клиентской аналитике на Big Data Conference