Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Расходы на рекламу в России упадут сильнее, чем в других странах БРИК

Архив rb.ru
Илья

Илья

Реклама в России слишком зависит от нефтедолларов

Расходы на рекламу в России упадут сильнее, чем в других странах БРИК

  Вместо запланированного роста рекламного рынка его ожидает глобальный спад: расходы компаний на рекламу во всем мире в 2009 году сократятся на 6%, прогнозирует агентство Carat. При этом среди быстрорастущих рынков больше всех пострадает именно российский: здесь затраты на рекламу упадут на 8,6%. По словам аналитиков, рынок рекламы в России восстановится только вместе с ценами на нефть.

Из-за кризиса объем мирового рекламного рынка в этом году снизится на 5,8%, до $430,2 млрд, объявило в четверг сетевое агентство Carat. Предыдущий прогноз компании, выпущенный в августе прошлого года, существенно отличался: тогда аналитики предполагали рост расходов рекламодателей на 4,8%, до $478 млрд и выше.

Еще более радикально пересмотрены прогнозы по России. По версии агентства, в 2009 г. затраты на рекламу в нашей стране упадут на 8,6%, до $7,19 млрд. Между тем, в августе прогнозировался рост на целых 19,5%. В московском офисе Carat уточняют, что прогноз не учитывает девальвацию рубля. В прошлом году российский рекламный рынок привлек $7,86 млрд.

По мнению Carat, рекламный рынок России в долларовом выражении в 2009 г. потеряет 8,6% ($7,18 млрд по сравнению с $7,86 млрд в 2008 г.).

Несмотря на пересмотр прогноза по российскому рынку в сторону падения, данные Carat выглядят даже оптимистично по сравнению с другими оценками. В конце 2008 г. Group M предположила, что расходы на рекламу в рублевом исчислении в 2009 г. упадут на 11,2%, до 244 млрд руб. ZenithOptimedia подготовила два сценария - оптимистичный (прирост на 5%, до 286,1 млрд руб.) и пессимистичный (падение на 17,5%, до 224,9 млрд руб.), но даже этот пессимистичный прогноз оказался чересчур мягким, признают в агентстве, поэтому планируют опубликовать в апреле новые оценки.

Реклама хочет нефти

От экономического кризиса рекламный рынок в России пострадал гораздо сильнее, чем в других развивающихся странах, единодушны отраслевые аналитики, опрошенные газетой "Коммерсантъ". Действительно, расходы на рекламу в Китае в этом году вырастут на 4,6% - до $50 млрд, ожидает Carat; рост рекламного рынка Бразилии, по подсчету ZenithOptimedia, составит 30% - до $15,4 млрд, Индии - на 13%, до $8,2 млрд.

Британский коммуникационный холдинг WPP в отчете по итогам 2008 г. признал, что сейчас Россия, в отличие от других развивающихся стран (БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай), испытывает "чрезмерное давление" из-за падения цен на нефть и девальвации рубля. Как только нефть начнет дорожать, рекламный рынок быстро восстановится, надеются в WPP.

Но если сохранится динамика падения начала года, то общее падение медийных рекламных расходов в долларах может составить около 10%, считают опрошенные газетой "Ведомости" эксперты. Впрочем, даже в этом случае падение будет не самым большим по сравнению с рядом развивающихся стран. К примеру, рекламный рынок в Испании, по прогнозам Carat, упадет на 16,5%. В США ожидается падение 9%.

Телевизор и интернет спасут рынок

В мире самым стабильным будет объем расходов на теле- и онлайн-рекламу, считает Джерри Балманн, гендиректор Aegis Media, в которую входит Carat. Эксперты "Ведомостей" говорят, что российские рекламодатели тоже перераспределяют бюджеты в пользу ТВ и интернета. По данным TNS, в феврале 15 из 20 крупнейших рекламодателей увеличили закупки телерекламы, которая из-за больших скидок обходилась дешевле. К примеру, компания "Вымпелком" уменьшила расходы на рекламу, но при этом в начале года увеличила объемы размещения на ТВ на 16%.

Недавно аналитики предсказывали рост онлайн-рекламы в 2009 г. на 40% в рублях и на 5-7% в долларах. В 2008 г. рынок интернет-рекламы составил, по оценке агентства Mindshare Interaction, $592,5 млн.

Доходы операторов наружной рекламы в рублевом исчислении, по данным агентства "ЭСПАР-Аналитик", в январе-феврале сократились на 40%. На те же 40%, до 3,2 млрд руб., за первые два месяца снизились рекламные сборы центральной прессы, подсчитал аналитический центр "Видео Интернешнл". Больше других пострадал рынок радиорекламы: по оценкам самих вещателей, он упал как минимум на 50%. Объем рекламы, проданной на федеральном ТВ, по данным Media Logics, снизился на 5%. Впрочем, эксперты все же полагают, что по итогам всего года объем сегмента телерекламы в денежном выражении сохранится на уровне 2008 г. (по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России - 137,6 млрд руб.).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  4. 4 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе
  5. 5 6 рисков для владельцев телеграм-каналов