Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Рассекреченные "Яндексом" пользователи подают в суд на интернет-магазины

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Союз потребителей России предъявил иск девяти предприятиям торговли в сети

Рассекреченные "Яндексом" пользователи подают в суд на интернет-магазины
Союз потребителей России направил в Гагаринский районный суд Москвы иск в отношении девяти интернет-магазинов и сервиса продажи железнодорожных билетов Railwayticket.ru, которые допустили утечку данных о своих клиентах в поисковые системы интернета.

Об этом сообщил сегодня член совета Союза потребителей Илья Чернышев, представляющий в суде интересы потребителей. Он уточнил, что изначально планировалось подать в суд на 11 компаний, однако у одной из них оказался неполный почтовый адрес.

"Вообще, при подготовке возникла проблема с определением адреса у многих интернет-магазинов, - цитирует ИТАР-ТАСС его слова. - У значительного их количества из информации о продавце имеется только телефон, ICQ и SKYPE с электронной почтой, а для обращения в суд этого недостаточно". Выяснение необходимых данных, по его словам, заняло много времени.

"Букет" статей

В Союзе потребителей считают, что интернет-магазины совершили сразу три нарушения: они нарушили права клиентов на неприкосновенность частной жизни, на конфиденциальность персональных данных и на качество товаров и услуг.

"В данных заказов содержались номер, время заказа, фамилия и имя покупателя, адрес электронной почты покупателя, IP-адрес покупателя, почтовый адрес покупателя, перечень заказанных товаров, их стоимость, актуальное состояние заказа", - отмечается в тексте искового заявления. В ходе судебного разбирательства подтверждение этого факта, согласно заявлению, необходимо будет получить непосредственно у третьих лиц, которыми являются интернет-поисковики Яндекс и Google.

"Конкретное количество потребителей, права которых оказались нарушенными, не представляется возможным установить. При этом часть потребителей, данные которых были раскрыты, могут обнаружить негативные последствия данного факта через значительный период времени", - говорится в исковом заявлении. Поэтому решено было защищать права неограниченного круга лиц. Если суд подтвердит наличие нарушений, то "потребителю для предъявления материальных требований достаточно доказать факт распространения информации в отношении его лично и обосновать размер компенсации, требуемой за причиненный ему моральных вред".

Компенсация за позор

Председатель Союза потребителей Петр Шелищ отмечал, что, скорее всего, пострадавшие будут требовать компенсации за моральный ущерб. Согласно судебной практике, сумма может составить 3-5 тысяч рублей. Если утечки повлекли за собой какие-либо последствия, например, сорвалась сделка или пострадавший стал жертвой грабежа, то речь может идти и об имущественных исках, добавил эксперт.

Напомним, неделю назад, вслед за сообщениями, отправленными с сайта "МегаФона", поисковые системы проиндексировали данные о покупателях порядка 80 интернет-магазинов и информацию из железнодорожных билетов, купленных через интернет. Союз потребителей ранее уже направил в Замоскворецкий суд Москвы иск против "МегаФона".

Аналитик ИХ "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко отмечает, что судебный процесс инициирует Союз потребителей, иск, похоже, будет носить коллективный характер. "И вероятность его выиграть, по-моему, достаточно велика, - заявил эксперт в разговоре с RB.ru. - Речь идет о сравнительно небольших компенсациях, но я скорее позитивно оцениваю сам прецедент - нарушение прав потребителей в сфере дистанционной торговли и в части конфиденциальности личных данных пока еще не имеют широкой судебной практики, и подобные процессы в условиях динамичного развития онлайн индустрии, несомненно, необходимы. Успех будет мотивировать потребителей активнее защищать свои права".

Эксперт УК "АГАНА" Константин Постовалов считает, что выплаты вполне реальны, но не думает, что они превысят суммы в десять - двадцать тысяч рублей в одни руки. "Что касается "персональных" данных, то любой здравомыслящий человек, передавая личную или иную информацию через каналы связи, должен понимать, что надежно защитить информацию (какой бы не была защита канала) практически невозможно. Информация может быть доступна третьим лицам, - напоминает он. - На мой взгляд, мы наблюдаем некую серию "вбросов" конфиденциальной информации, которая призвана поднять вопрос об общем ужесточении контроля в интернет".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Не доверяй мне, я социальный инженер: 5 главных правил кибербезопасности для бизнеса
  2. 2 Правила кибербезопасности для бизнеса в сфере торговли, которые важно знать всем
  3. 3 С какими сложностями может столкнуться компания при внесении данных в IT-системы и как упростить этот процесс
  4. 4 «Телефон знает о вас слишком много» — как доверить приложению персональные данные и не попасть в неприятности
  5. 5 67% россиян сталкивались с попытками мошенников украсть их аккаунты