Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Рассмотрение законопроекта о торговле отложено на 11 декабря

Архив rb.ru
Данара

Данара

Тем не менее работать он все равно не будет, считают эксперты

Рассмотрение законопроекта о торговле отложено на 11 декабря

  Принятие многострадального закона "Об основах регулирования торговой деятельности" затягивается. Намеченное на сегодня обсуждение Государственной Думой законопроекта о торговле перенесено на 11 декабря, потому что вокруг него до сих пор не утихают дискуссии в правительстве. Но даже если закон примут, он вряд ли будет работать, говорят эксперты.

Рассмотрение законопроекта не состоялось по причине того, что полномочный представитель президента в нижней палате Гарри Минх предложил перенести рассмотрение на 11 декабря. Инициативу поддержал спикер Госдумы Борис Грызлов. Гарри Минх пояснил, отсрочка вызвана тем, что работа над законопроектом еще продолжается.

Как известно, закон о торговле, призванный снизить цены на потребительские товары, был принят в первом чтении в сентябре этого года. 11 декабря российский парламент проведет сразу второе и третье чтение законопроекта. Документ налагает запрет брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем в размере 10%, устанавливает жесткие сроки оплаты поставленного товара, препятствует торговым сетям открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%.

Вице-премьер Виктор Зубков настаивал на принятии закона во втором чтении, однако с его основными положениями не согласно Государственно-правовое управление (ГПУ) президента России. С точки зрения Администрации президента, сообщают "Ведомости",  ограничение премии за объем 10% противоречит гражданско-правовому принципу свободы договора и экономической логике, ведь увеличение объемов сбыта в интересах производителя, и он вправе за него заплатить. Сроки оплаты за товар должны зависеть от срока его годности. Эмбарго на открытие новых магазинов, если доля ритейлера превышает 25%, показался ГПУ некорректным. Запрет не может носить абсолютный характер, считают аналитики ведомства, необходимо предусмотреть исключения, вводимые правительством или президентом. В противном случае пострадает население небольших муниципалитетов.

Закон примут в этом году

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт по экономической политике Центра политической конъюнктуры, поведал RB.ru подоплеку законодательного процесса. "Задержка в рассмотрении законопроекта о торговле вызвана тем, что Минсельхоз и Минэкономразвития продолжают его обсуждать", - сказал он, добавив, что Минсельхоз выступает за ужесточение проекта, премьер-министр Владимир Путин также настроен, скорее, на ужесточение данной законодательной инициативы. "По всей вероятности, закон о торговле либо будет принят до конца года в мягкой форме, либо его принятие будет отложено до 2010 года", - полагает эксперт.

Закон не облегчит положение потребителей

Экспертное сообщество едино во мнении, что предлагаемые меры в большей степени направлены на сбалансирование интересов производителей и продавцов. На положении конечного потребителя они практически не скажутся.

"Предложенный проект закона демонстрирует начало отката от базовых принципов гражданского законодательства и переход к административному регулированию торговли", - таково мнение Петра Шелища, члена Общественной палаты и председателя Союза потребителей России. Возмущение бонусами со стороны законодателей Петр Щелищев объясняет незнанием принципов работы в экономически развитых странах, где они повсеместно используются. "Их отмена - это стремление перераспределить прибыль между производителем, поставщиком и торговцами, но такие меры вряд ли скажутся на конечной цене", - заявил он RB.ru.

Его коллега, второй сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин отметил RB.ru, что ограничение бонусов поможет мелким и средним отечественным сельскохозяйственным производителям, которые находятся в весьма тяжелом положении. Во-первых, торговые сети навязывают им низкие закупочные цены. Во-вторых, высокие бонусы многим не по карману, что, естественно, сдерживает развитие этого сектора отечественной экономики. В то же время при существующем менталитете российских предпринимателей реальная нагрузка на поставщиков вряд ли уменьшится - она просто частично уйдет в "тень". Тем самым часть оборота и доходов будет выведена из налогооблагаемой базы. Потеряет государство и, соответственно, его граждане.

По мнению Евгения Мясина, необходимо ввести жесткие сроки оплаты поставленного товара, потому что "их отсутствие тяжелейшим образом сказывается на экономике производителей".

Предлагаемые в законопроекте  решения по антимонопольному регулированию отрасли Мясин назвал сомнительны. "Получается, что успешно развивающиеся эффективные торговые  сети, пользующиеся доверием потребителей, обеспечивающие высокий уровень качества обслуживания,  будут ограничены в своем развитии", - рассуждает он. Между тем действующий Закон "О защите конкуренции" направлен не на  борьбу с субъектами  рынка, занимающими на нем доминирующее положение по формальным признакам,  а на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. А для решения этой задачи у антимонопольных органов достаточно установленных законом полномочий, подчеркнул Евгений Мясин.

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков указал на то, что все положения закона можно легко обойти. Он обратил внимание на позитивную роль бонусов. Она состоит в том, что тем самым отсекаются неизвестные поставщики. "Отмена бонусов снижает порог входа на рынок для мелкого бизнеса, в том числе для производителей недоброкачественных товаров. Это может привести к появлению на прилавках магазинов продукции сомнительных производителей", - сказал он RB.ru. Михаил Аншаков убежден, что потребителю намного безопаснее покупать продукцию крупных производителей, где контроль качества, как правило, жестче.

Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко обмолвился, что обсуждаемый законопроект вызвал в памяти статью "Коммерсанта" начала 90-х гг под заголовком: "Моссовет велел мясу дешеветь. Мясо не хочет".

"Я не уверен, что, во-первых, можно написать разумный, экономически эффективный закон, и, во-вторых, что он будет работать", - признался он RB.ru.  "По макроэкономическим причинам в ближайшие десять лет инфляция в России будет держаться на уровне 10%", - добавил Сергей Пятенко, и привел слова Екатерины Второй: "Государев указ должен закреплять обычай". Указ написать легко, а вот обычай поменять трудно, посетовал Пятенко. Если говорить об аграрной сфере, то там ситуация изменится очень нескоро. Главная проблема - в кадрах, а именно в отсутствии трудолюбивых работников. "Чтобы производство сельхозпродукции росло китайскими темпами, нужны китайские крестьяне", - пошутил он. Так или иначе, но в ближайшие годы Россия будет вынуждена импортировать продовольствие, заключил он.

По поводу запрета открывать новые торговые точки, если доля на рынке превышает 25%, Пятенко сказал, что у него "нет ощущения, что вопрос назрел". Оптовые и розничные сети в России находятся на низком уровне развития. Ситуация, когда в городах с населением 100-200 тыс. человек будут ходя бы три торговые сети, настанет нескоро.

Что надо делать

И в этом вопросе эксперты единодушны: необходимо стимулировать конкуренцию, но делать это не запретами. По мнению Щелища, надо делать более прозрачными отношения в этой сфере, вносить элементы публичности в договоры поставки (коррупция - не только атрибут чиновников, заметил он). Аншаков предложил предоставлять помещения на льготных условиях и открывать в регионах крупные логистические центры, которые за счет оптимизации логистики дают минимальную наценку на товары.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter