Расцвет Вуминомики

Расскажите друзьям
Ирина
Ирина

Усиление роли женщин в экономике - один из самых заметных сдвигов нашего времени

О женщинах «ан масс» вспоминают, как правило, накануне 8 марта. Между тем, это стоило бы делать и почаще. Несмотря на то, что за десятилетия экономической свободы женщины добились многого, им по-прежнему сложнее продвигаться по карьерной лестнице, им меньше платят и именно им приходится ломать голову над тем, как бы с минимальным ущербом совместить семью и работу.

Журнал The Economist, в конце прошлого года посвятивший женскому вопросу целый ряд статей, называет усиление роли женщин в экономике одним из самых заметных социальных сдвигов нашего времени. Миллионы женщин получили возможность в полной мере распоряжаться своей жизнью, а общество - более продуктивно использовать миллионы не самых плохих мозгов.

Сегодня развитым экономикам без слабого пола не обойтись. В некоторых из них женщины составляют почти половину всех работающих. Те же страны, в которых традиционно меньше работающих женщин, многое теряют. По подсчетам Goldman Sachs при прочих равных, если работающих женщин будет столько же, сколько работающих мужчин, то ВВП Италии вырастет на 21%, в Испании - на 19%, в США, Франции и Германии - на 9%, а в Британии - на 8%.

Суровая реальность

А что же сами женщины? Для многих работа - это не столько результат свободного волеизъявления, сколько необходимость. Нет иного выбора у матерей-одиночек, а их число постоянно растет, но его зачастую нет и у замужних женщин, поскольку работа - это единственный путь поддержания жизненных стандартов их семей. Для примера: в США семьи с неработающей супругой имеют тот же уровень дохода, с поправкой на инфляцию, что и в начале 1970-х. Получают женщины, по крайней мере, в тех же Штатах, по-прежнему меньше мужчин - в среднем на 20%. По данным последнего исследования компании Catalyst, меньше зарабатывают (в среднем на $4 600 в год) даже выпускницы программ MBA.

Если говорить о России, то большинство участников исследования (79%), проведенного в начале 2010 года PricewaterhouseCoopers и Ассоциацией менеджеров, сказали, что в их компаниях нет различий в размере вознаграждения у женщин и мужчин, занимающих одинаковые позиции. А 16% респондентов признались, что такие различия существуют - женщинам платят меньше.

Женщинам не только недоплачивают, они все еще испытывают трудности с продвижением по службе. Те же обладательницы MBA, по данным исследования Catalyst, а в нем участвовало 9 000 респондентов, получивших степень в 1996 - 2007 годах, отстают в развитии карьеры от своих коллег мужского пола. «Исследование показало, что женщины не только начинают с более низких должностей, но и не получают должной поддержки от своего руководства», - говорит президент Catalyst Айлин Ланг.

В среднем же мужчины на всех уровнях управления больше удовлетворены тем, как развивается их карьера. Причем большинство мужчин (81%), как показал еще один опрос, проведенный на этот раз Bain & Co, считают, что возможность продвинуться до уровня среднего менеджмента не зависит от пола, среди женщин в этом уверено лишь 52%. А если говорить об уровне топ-менеджмента, то в его равной доступности убеждены 66% и 30% соответственно.

Среди российских руководителей доля женщин за три года несколько увеличилась, правда, в основном за счет финансистов и директоров по персоналу. Среди высшего руководства, как видно из графика, дам по-прежнему мало:



Неблестяще обстоят дела и с продвижением по карьерной лестнице: в почти половине опрошенных компаний (43%) женщины дольше находятся на одной и той же позиции.

Преодоление барьеров

Что же мешает женщинам делать карьеру? The Economist пишет, что проблемы связаны не с предвзятым отношением к слабому полу, хотя и такое встречается, а с тем, что работодатели подходят к женщинам с теми же стандартами, что и к мужчинам. Успешная карьера во многих компаниях плохо сочетается с материнством. Достаточно вспомнить лишь безумные графики работы и принцип «расти или уходи». Энн Бартел, профессор экономики Columbia Business School, объясняет карьерное отставание двумя причинами: с одной стороны, компании, предвидя появление детей, не занимаются развитием карьеры сотрудниц, а с другой - сами женщины, планируя увеличение семьи, не вступают в борьбу за руководящие должности.

Между тем, сама необходимость выбирать между карьерой и семьей не выгодна ни компании, ни обществу, ни самим женщинам. Первым - нужны талантливые сотрудники, второму - работники и прирост населения, а женщинам - семья, возможность реализоваться и, что там греха таить, - хорошо заработать.

Самые продвинутые работодатели, осознав это, меняют свою кадровую политику. Например, в Ernst & Young поддерживают связь с сотрудницами, которые взяли отпуск по уходу за ребенком, а затем помогают им вернуться к работе. Удаленная работа тоже в чести. Так, возможность работать по гибкому графику есть у сотрудников 90% немецких и шведских компаний. Есть такая возможность и у работников 49% компаний, опрошенных PWC. Печален другой результат - у 25% респондентов никаких дополнительных льгот или программ для женщин с детьми не предусмотрено, и практически у всех нет программ адаптации женщин после возвращения из декретного отпуска (полный отчет об исследовании - в доп. материале).

При подготовке использованы материалы Online.wsj.com



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase