Реклама в интернете растет рекордными темпами

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Рекламодатели начали осваивать в качестве площадок социальные сети

Интернет по-прежнему остается самым динамично развивающимся рекламным рынком, констатирует АКАР. Темпы прироста интернет-рекламы в январе-марте 2011 года составили 60%, вдвое обогнав рынок ТВ-рекламы и в пять раз - рынок рекламы в печатных СМИ. Однако говорить о закате рынка рекламы на телевидении пока рано, констатируют эксперты.

Cуммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил в первом квартале 2011 года порядка 54  млрд рублей, что на 28% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).

По-прежнему более половины российского рекламного рынка занимает эфирное телевидение - 28,2-28,7 млрд рублей, плюс 29%. Кабельно-спутниковое телевидение, несмотря на внушительный рост в 70%, занимает весьма малую долю рынка с 280 млн рублей рекламного дохода.

Прирост радиорекламы по отношению к первому кварталу 2010 года составил 17% (до 2,1-2,3 млрд рублей), наружной рекламы - 20% (до 7,1-7,4 млрд рублей). Темп роста рекламы в газетах немного замедлился, в то время как наиболее пострадавшие в кризис журналы и рекламные издания в первом квартале 2011 года прибавили 15% и 13% соответственно. 

сегменты

Январь-Март

2011 года (млрд рублей)

Прирост, %

Телевидение

28.2-28.7

29

в т.ч. эфирное

27.9-28.4

29

кабельно-спутниковое

0.28

70

Радио

2.1-2.3

17

Печатные СМИ

8.3-8.6

13

в т.ч. газеты

1.7-1.8

10

журналы

4.0-4.1

15

рекламные издания

2.6-2.7

13

Наружная реклама

7.1-7.4

20

Интернет*

6.6-7.6

60

в т.ч. медийная реклама

1.9-2.3

60

контекстная реклама

4.5-5.5

60

Прочие

0.7

16

ИТОГО

53.5-54.5

28


Интернет идет на рекорд

Наиболее динамично развивающимся сегментом остается интернет-реклама. При этом темп роста медийной и контекстной рекламы сравнялся - плюс 60% по отношению к первому кварталу прошлого года. В целом объем рынка интернет-рекламы в январе-марте составил 6,6-7,6 млрд рублей.

Стоит ожидать, что через несколько лет в России будет наблюдаться снижение роста контекстной рекламы, в то время как медийная будет расти рекордными темпами. Причина - развитие видеорекламы и рекламы в социальных медиа. В США, по данным ассоциации Interactive Advertising Bureau, это уже произошло: в прошлом году рост сегмента медийной рекламы по отношению к 2009 году составил 24%, около $11 млрд, тогда как рост сегмента контекстной рекламы составил только 12%, примерно $4,5 млрд.

Раньше рекламодатели полагали, что таргетированная реклама может быть только контекстной, сейчас же социальные сети доказали, что это не так. В социальных сетях пользователи сами вводят всю нужную для таргетинга информацию. Содиректор агентства Digital BBDO Вадим Мельников считает, что уже давно пора будет включать в исследования рекламу в социальных сетях. «Весь вопрос в методологии расчетов и в общей непрозрачности и малоцивилизованности данного сегмента. В любом случае, инициировать этот процесс должны, прежде всего, сами социальные сети, без их воли это утопия», - говорит RB.ru эксперт.

До «заката» рекламы на ТВ далеко

При этом Мельников отмечает, что сейчас рано говорить о закате ТВ-рекламы: этот сегмент растет быстрее средних темпов по индустрии.

«Интернет каннибализирует прочие медиа, очередь ТВ пока не пришла. Пока. Сейчас ТВ остается самым охватным медиа в стране. До тех пор пока сохраняется распроданность инвентаря в 100%, нет оснований полагать, что ТВ ждет падение темпов прироста. Все в руках продавцов - грамотное повышение цен, которое не отпугнет покупателей, способно удерживать рынок ТВ на плаву еще очень долго», - замечает Вадим Мельников. Однако, по мнению Влада Титова, директора по развитию цифровых коммуникаций РА «Erstmedia», интернет выигрывает по показателям стоимости и качества самого контакта. Однако ТВ, по словам эксперта, будет и дальше трансформироваться, выходить на территорию интернета и искать новые формы монетизации аудитории. 

Цены будут расти

По прогнозам Вадима Мельникова, рынок интернет-рекламы ждет рост цен: те продавцы, которые в этом году столкнутся с овербукингом по своим активам, будут повышать цены. «К несчастью, цены, глядя на это, повысят и остальные игроки, даже те, у которых и без того цены не соответствуют инвентарю», - считает эксперт.

По оценке MindShare Interaction, в 2010 году расходы на рекламу в рунете выросли на 40% и составили почти 22 млрд рублей. Крупнейшими рекламодателями в сегменте медийной интернет-рекламы по-прежнему являются автопроизводители и их дилеры (31% всех расходов), затем идут телекоммуникационные компании и производители товаров повседневного спроса (FMCG) (по 16%), ритейлеры (8%). Причем последние показали наибольший прирост бюджетов - на 67%. Однако в этих измерениях не учитывалась активность в блогах и социальных сетях, поэтому реальные бюджеты крупнейших рекламодателей рунета могут быть значительно выше. 

Генеральный директор агентства MPG Борис Карасев считает, что расширять свои рекламные бюджеты на интернет будут, традиционно, бренды FMСG сектора. "Уже сейчас можно отметить активный рост присутствия продуктов питания - молочной категории, категории confectionary, все больше внимания интернету продолжит уделять пивная категория. Мы ждем увеличения активности и от фарма-сектора, а также от сектора финансовых и банковских услуг, расширится присутствие косметических и парфюмерных товаров, также активность начнут проявлять и представители Fashion и Jewelry индустрии, которые ранее присутствовали в очень ограниченных объемах", - говорит RB.ru эксперт.

Очередь за социальными сетями

По словам Влада Титова, основной рост рынка интернет-рекламы сейчас происходит в основном за счет малого и среднего бизнеса. «Это не только онлайн-коммерция, но и вполне реальные сектора экономики - от банков и автодилеров до страховых и медицинских компаний», - говорит RB.ru эксперт.

Что касается рекламы в социальных медиа, то, по словам Влада Титова, само это понимание постоянно претерпевает изменения. «Три года назад под рекламой в социальных медиа понимали чаще всего вирусный ролик или «студента» размещающего на форумах «джинсу». Сегодня это уже вполне состоявшийся сегмент интернет-рекламы. Со своими правилами и лидерами, «белыми» (легальными) и «черными» методами продвижения. Для многих компаний разговор стоит уже не о том, чтобы попробовать это «на вкус», некоторые компании уже на 90% решают свои бизнес-задачи (от продаж до поиска персонала и партнеров) в социальных сетях. Фактически, сегодня уже не всегда есть необходимость в обычном сайте», - рассказывает собеседник RB.ru.

Борис Карасев оценивает объем рынка рекламы в Social Media в пределах 15% от всего рынка интернет-рекламы.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase