Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Рекламный рынок пострадает из-за кризиса

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Однако рекламу в интернете кризис не затронет, считает ZenithOptimedia

Рекламный рынок пострадает из-за кризиса
Финансовый кризис вызовет снижение роста затрат на рекламу во всем мире: в 2008 г. этот показатель составит лишь 4,3% - в полтора раза меньше, чем планировалось еще в июле. Такой прогноз сделало международное агентство ZenithOptimedia. В России рост расходов на рекламу также будет замедляться: в этом году рынок вырастет только на 22% вместо ранее ожидаемых 25%. Причиной такого пересмотра агентство называет "финансовый шок", вызванный банковским обвалом. Единственным оптимистичным сегментом рынка, по мнению экспертов, останется интернет.

Расходы на рекламу во всем мире в текущем году увеличатся на 4,3% - до $506 млрд. Такой прогноз содержится в октябрьском отчете ZenithOptimedia. Еще в июле агентство прогнозировало почти 7%-й рост. Кроме того, агентство скорректировало свой прогноз и на 2009 г. - 4% вместо ранее ожидаемых 6%. По данным аналитиков ZenithOptimedia, западные компании уже урезают свои рекламные бюджеты и откладывают кампании, запланированные на будущий год. Причина - мировой финансовый кризис. Как отмечает агентство, наиболее чувствительны к кризисной ситуации производители люксовых товаров, индустрии путешествий и развлечений, то есть те компании, без услуг и товаров которых потребитель может обойтись.

Россия пока неплохо смотрится

Однако, несмотря на то, что рост расходов на рекламу в России все-таки теряет темп, на общемировом фоне он все еще является одним из самых высоких. В США падение расходов на рекламу во II квартале составило рекордные с 2001 г. 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. По данным исследовательской фирмы TNS Media Intelligence, которые приводит "Интерфакс", ряд крупных компаний сократил свои маркетинговые бюджеты. В частности, автопроизводители уменьшили затраты на рекламу в январе-июне на 11% - до $6,48 млрд, телефонные компании сократили рекламные расходы на 8,9%.

Меньше рекламы кредитов и недвижимости

Как отмечают эксперты, для снижения темпов развития рынка есть и объективная причина  -  отрасль близка к насыщению, и скорость ее развития будет снижаться год за годом. В текущем году, учитывая то, что рекламодатели заключают долгосрочные контракты, сколь бы то ни было значительных перемен не ожидается, однако уже в 2009 г. в связи с общей неблагоприятной экономической ситуацией эксперты предсказывают замедление роста рынка ниже прогнозных.

"Разговоры о влиянии кризиса на российский рекламный рынок в нынешней ситуации похожи на гадание на кофейной гуще", - говорит в комментарии RB.ru вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев. Он отмечает, что рекламный рынок реагирует на текущую экономическую ситуацию в стране "с поправкой на год": "Кризис коснулся, прежде всего, компаний, связанных с финансовым сектором. Их расходы на рекламу уже существенно снизились, так как инвестиционные и девелоперские компании, а также банки заказывают рекламу каждый месяц. Все крупные заказы других компаний сделаны до конца этого года, поэтому и говорить о каких-то проблемах можно будет не раньше 2009 года", - говорит эксперт.

При этом аналатики ZenithOptimedia считают, что сам по себе банковский кризис не окажет значительного влияния на сокращение общих объемов рекламных инвестиций, так как расходы финансовых структур на рекламу составляют не более 4% от глобального пирога. Однако опасения потребителей за свое будущее и неуверенность в завтрашнем дне подтолкнут их к экономии, а компании одновременно с этим тщательно пересмотрят свои бюджеты с целью сократить свои издержки.



"Кризис тут не виноват"

Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям "Видео Интернешнл", в комментарии RB.ru говорит, что темпы роста рекламного рынка в России снижаются, но происходит это не из-за финансового кризиса. "В конце августа - начале сентября мы скорректировали свои прогнозы на текущий год: рынок в целом вырастет примерно на 19,2%, сегмент ТВ - на 24,4%. От предыдущих прогнозов это отличается незначительно", - отмечает Веселов.

При этом телереклама подорожает: согласно специальной программе для расчета телевизионных кампаний от "Видео Интернешнл" (так называемой считалке), цены вырастут примерно на 20%.

Как отмечает Веселов, рост рекламного рынка в России в ближайшие годы будет постепенно замедляться и к 2012 г. составит около 8-9% в год. Он говорит, что это естественный процесс: рост рынка тормозится по мере его насыщения. "Что касается банков, то они ушли в тень еще в конце прошлого года, когда проблемы только начались, и тогда финансовым кризисом это еще никто не называл", - отмечает эксперт.

А интернет продолжает расти

Самым оптимистично развивающимся сегментом российского рекламного рынка остается интернет. Агентство ZenithOptimedia сохранило свой предыдущий прогноз в отношении этого медиа: к концу года расходы на рекламу в этом сегменте рынка увеличатся на 75%.

По прогнозам аналитиков агентства, с 2007 по 2010 г. интернет будет расти в среднем на 23% в год и увеличит свою долю в общемировых расходах на рекламу с 8,6% в 2007 г. до 13,8% в 2010 г.

О том, что относительно наименьшее снижение темпов роста в 2009 г. будет наблюдаться в сегменте интернет-рекламы, говорит RB.ru и генеральный директор агентства AdWatch Андрей Чернышов. "Сейчас мы активно планируем рекламу на будущий год для наших клиентов. По тем запросам, которые мы сейчас имеем, можно прогнозировать рост бюджетов существующих клиентов на 25-30%", - отмечает Чернышов. По его мнению, рост рынка также произойдет за счет рекламодателей, которые перераспределят бюджеты из других медиа в пользу интернета - это обеспечит интернет-рекламе рост еще на уровне 10-15% дополнительно, отмечает эксперт. "Итого, общий прогнозируемый нами рост рынка интернет-рекламы составит 35-45% в 2009 году", - резюмирует Чернышов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  2. 2 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе
  3. 3 6 рисков для владельцев телеграм-каналов
  4. 4 Открыта регистрация на Digital Brand Day 2024
  5. 5 Как выбрать рекламное агентство среди сотни самых «креативных» и «эффективных»